Чтобы выбрать велосипед, с которым вы в полной мере прочувствуете радость катания, нужно определиться с двумя основополагающими вещами. Во-первых, знать какой тип байка соответствует вашим потребностям. Во-вторых — какой размер рамы нужен под ваш рост. Что касается первого вопроса, то в разное время мы уделяли ему много внимания, рассказывая об особенностях выбора горных, шоссейных, циклокроссовых и других велосипедов. В сегодняшней статье мы максимально подробно поговорим о размере рамы и настройке байка под индивидуальные параметры спортсмена.
Непопадание в ростовку — покупка велосипеда со слишком большой или маленькой рамой — распространенная ошибка среди новичков. Неправильная посадка становится причиной дискомфорта в коленях, спине, руках. Особенно сильно он начинает проявляться, когда велосипедист накатывает в день больше 25-30 км. Многие разочаровываются в катании, так и не поняв, что причина их постоянно ноющей спины или задубевших рук не в велосипеде как таковом, а в неподходящей по росту раме. Хуже, когда ее размер меньше, чем нужно; в то же время слишком большая рама также доставляет свои неприятности. Таким образом, правильный выбор ростовки — первое, чему следует уделить внимание начинающему велосипедисту.
Размерности рам
Размер рамы соответствует длине подседельной трубы, на нее же, как правило, и наносят маркировку, указанную в дюймах или в буквенных обозначениях. Параметры рамы подбирают с ориентацией на рост велосипедиста. В представленной таблице мы собрали основную информацию, которая поможет разобраться в маркировке и выбрать раму под конкретный рост.
Для того чтобы на все 100% быть уверенным в выборе правильного размера, перед покупкой мы рекомендуем посещать официальный сайт того бренда, на котором вы остановились. На нем в большинстве случаев вы найдете уже не усредненную информацию, а таблицы с предельно точными рекомендациями по росту для той или иной модели велосипеда.
Настройка правильной посадки
Попадание в размер рамы — это еще не все, что нужно для удобной посадки. Даже если велосипед выбран корректно, придется внести один важный штрих — отрегулировать седло. Опытные спортсмены знают, что оно подстраивается не только по высоте, но и двум дополнительным параметрам: продольному смещению и наклону. От правильной калибровки этих трех положений во многом зависят комфорт и безопасность катания.
Регулировка высоты седла. Оптимальная высота устанавливается следующим образом: расположив пятку на педаль, находящуюся в нижнем положении (позиции на 6 часов), нога должна полностью распрямиться, но при этом твердо упираться в платформу. Перенеся на педаль подушку стопы (основная позиция при педалировании), нога слегка согнется в коленном суставе, как показано на фото. Высота седла регулируется при помощи болта или эксцентрика на подседельной трубе.
Регулировка наклона. Опущенное вниз или, наоборот, сильно задранное вверх седло может стать причиной дискомфорта в руках и избыточного давления на промежность. Чтобы перестраховаться от подобных ситуаций, рекомендуем фиксировать сидушку параллельно земле. Именно в этом положении вес тела во время педалирования распределяется максимально сбалансировано. Ее регулировка производится путем ослабления и затяжки болтов, расположенных под седлом. Если вам ощутимо удобнее с сильно задранным или опущенным носиком седла, скорее всего, это следствие неправильно выставленной высоты.
Настройка продольного смещения. При помощи все тех же подседельных болтов регулируется еще один важный параметр — смещение сидушки вперед-назад. Это делают для того, чтобы добиться максимально комфортного положения сгиба колена. Регулировка этого параметра является прерогативой опытных спортсменов, но и новичкам не помешает со старта освоить азы профессиональной посадки. Правильно отрегулировав высоту и наклон седла, вы должны сесть на велосипед и прокрутить педали так, чтобы шатуны оказались строго параллельно земле. При правильно настроенном смещении, коленная чашечка будет располагаться четко над осью педали.
Что делать, если размер рамы выбран неправильно?
Даже если вы прогадали с ростовкой, не спешите отчаиваться и отправлять велосипед на сайт онлайн-объявлений. Просчет с размером рамы можно частично или полностью компенсировать путем минимального апгрейда и нехитрых настроек.
Регулировка смещения седла. Подстройка сидушки вперед-назад по уже рассмотренному нами принципу — самый простой вариант удлинить или укоротить посадку. Такая регулировка позволяет выиграть 1-2 см длины, поэтому подходит лишь для тех случаев, когда непопадание в ростовку рамы незначительное.
Замена выноса руля. Путем несложного апгрейда можно добавить или убрать ценные сантиметры в длине, тем самым улучшив ощущения от катания. Вынос руля— это деталь, соединяющая рулевую перекладину со штоком вилки. В большинстве современных велосипедов его делают съемным. Если рама вашего велосипеда оказалась слишком большой — замените вынос на более короткий. Аналогичным образом поступают, если рама слишком маленькая — удобство посадке добавляют за счет установки более длинного выноса.
Подседельный штырь со смещением. Дополнительные 3-4 см длины в посадке поможет выиграть установка подседельного «пальца» со смещением. В сочетании со сдвигом сидушки назад это позволит добиться удобной посадки даже в тех случаях, когда просчет в ростовке оказался очень сильным.
Рога на руль. Этот полезное дополнение помогает не только удлинить посадку, но и разгрузить все тело за счет перераспределения центра тяжести. Периодически меняя хват, ваши руки и спина будут утомляться значительно меньше.
На что влияет размер колес?
Есть ли взаимосвязь между ростом велосипедиста и размером колес? Этот вопрос можно часто услышать от начинающих велолюбителей. Нет, никакой взаимосвязи здесь нет. Колеса не выбирают под рост спортсмена. Все решает исключительно геометрия рамы и ее размер. От колес зависят только ездовые характеристики байка, а не удобство посадки на нем.
Чем больше диаметр, тем более «накатистей» ход велосипеда. С колесами 28 и 29 дюймов нужно прикладывать больше усилий для разгона, но набрав скорость, вы будете наслаждаться плавной ездой, стабильно держать накат, меньше чувствовать кочки и ухабы на плохой дороге. В тоже время на больших колесах неудобно входить в резкие повороты. Такие колеса считаются традиционными атрибутами ситибайков, шоссейников и горных велосипедов-найнеров.
С колесами среднего размера — 26 или 27,5 дюймов — вы сможете тратить меньше усилий на старте, а сам велосипед будет отзывчивее реагировать на каждый поворот руля. Именно поэтому данный формат считается золотым стандартом для горных велосипедов. Небольшие колеса — от 16 до 24 дюймов — прерогатива детских и складных моделей. Они значительно проигрывают в качестве наката, но обеспечивают компактность велосипеда и отличную маневренность, что немаловажно в городском потоке.