Любой вид спорта несет потенциальную опасность для здоровья, и велоспорт не является исключением. Возможные риски минимальны и все они связаны с незнанием или несоблюдением элементарных правил. Несмотря на то, что пользы от катания на велосипеде несравненно больше, чем потенциального вреда, эта тема не перестает порождать огромное количество мифов и некомпетентных мнений. Ссылаясь на авторитетные исследования и личный опыт, мы расскажем, чем действительно может быть опасен велосипед и как свести эти риски к нулю.
О влиянии велосипеда на репродуктивное здоровье
Тема влияния велосипеда на репродуктивное здоровье одна из самых дискуссионных. Именно она овеяна наибольшим количеством домыслов и зачастую откровенно некомпетентных мнений. Многие мужчины и в меньшей степени женщины избегают велосипедного спорта, поскольку боятся, что чрезмерное давление на промежность и сосредоточенные там органы, нервы и сосуды может стать причиной сексуальных дисфункций. Чтобы внести объективность в этот вопрос, мы обратимся к наиболее свежим и авторитетным научным мнениям.
Исследование, проведенное Американской ассоциацией урологов в 2017 году, внесло предельную ясность в это вопрос: между систематической ездой на велосипеде и эректильной дисфункцией нет прямой зависимости. Также исследования показали, что велоспорт не влияет на заболевания мочеполовой системы. Примечательно, что в эксперименте принимали участие велосипедисты, практикующие высокую интенсивность катания – тренирующиеся как минимум три раза в неделю и проезжающие не менее 40 км за один выезд.
Результаты исследования 2017 года выглядят более оптимистично, чем предыдущие научные работы. В предшествующих исследованиях не было предоставлено точных данных о вреде катания, но все же отмечался риск нежелательных последствий, связанных с чрезмерным давлением на нервные окончания и артерии в зоне промежности. В частности, в 2012 году специалисты Гарвардского медицинского университета обращали внимание на то, что неправильно подобранное сиденье может приводить к онемениям между ног, а в исключительных случаях и к временной эректильной дисфункции.
Что нужно знать о выборе и регулировке седла?
При грамотно подобранном седле и правильно отрегулированной высоте вред от велосипеда будет не большим, чем от сиденья на обычном стуле. Среди начинающих велосипедистов можно встретить мнение, что чем мягче седло, тем оно безопасней. Это распространенное заблуждение. В первую очередь важны размеры сидушки, которые соответствуют антропометрическим характеристикам велосипедиста.
В сидячем положении основное давление припадает выступающие бугры – седалищные кости. Для нашего организма это естественное размещение в пространстве, которое исключает пережим нервов и артерий в районе промежности. Такое же положение должно сохраняться, когда мы сидим на велосипеде – то есть размер сидушки должен быть таким, чтобы седалищные кости располагались на ее плоскости. Понять правильно ли подобрано седло можно по субъективным ощущениям либо рассчитав антропометрические параметры. Для этого нужно измерять расстояние между выступающими костями и прибавить к нему 3 см – полученная цифра и будет оптимальной шириной сиденья.
Правильно подобранное седло – это еще не все. Важно чтобы оно было отрегулировано надлежащим образом. Высота седла должна быть такой, чтобы нога оставалась слегка согнутой, когда педаль находится в самой низшей точке своего хода. Убедитесь и в том, что сиденье не задрано вверх: в правильном положении его вытянутая часть слегка опущена вниз – в этом случае давление на пах будет минимальным.
В шоссейниках из-за особенностей их низкой аэродинамической посадки седло оказывает большее давление на промежность, чем в горных или прогулочных велосипедах. В этом случае особенно актуальны спортивные волошорты: они снабжены специальным «памперсом», который не только эффективно отводит влагу, но и устраняет точечное давление на паховую область.
Вне зависимости от типа вашего велосипеда, стиля и длительности катания, спортивные врачи рекомендуют время от времени крутить педали в стоячем положении. В длительных поездках периодически меняйте положения тела: выпрямляйте спину, сдвигайте корпус слегка вперед или назад, меняйте хват и, конечно же, не пренебрегайте перерывами на отдых. Не лишним будет установить на руль «рога»: они позволят менять хват и принимать более высокую посадку. Все эти правила и рекомендации в равной степени актуальны как для мужчин, так и для женщин.
Как не убить колени?
Второе чем часто пугают велосипедистов – проблемы с коленями. Эти страхи небезосновательны. Характер нагрузок, которые испытывают коленные и тазобедренные суставы во время педалирования, во многом нетипичны для человеческой природы. Колени велосипедиста действительно могут оказаться в зоне риска, но только в том случае, если он систематически пренебрегает базовыми правилами безопасного педалирования. Вообще же, чтобы докататься до необратимых проблем ногами, нужно приложить уж очень много безрассудных усилий.
Боль в коленях – это нормальное явление в период адаптации – после первых выездов в начале сезона или длительного перерыва в катании. Через день-два мышцы приходят в норму, и дискомфорт уходит. Но если боль носит постоянный характер – это может свидетельствовать о неестественных нагрузках, вызванных рядом причин.
Отрегулируйте посадку
Чаще всего боль в коленях – это следствие неправильной посадки велосипедиста. Она регулируется главным образом высотой седла и его удаленностью от руля. Поставьте ноги на педали и прокрутите их до такого положения, чтобы шатуны располагались строго горизонтально; колено и центр педали в этом случае должны находиться на одной линии – это наиболее простой способ проверить правильность посадки.
Отрегулировать ее можно самостоятельно: подняв-опустив седло или сдвинув его вперед-назад. При желании, это могут сделать и профессионалы, проведя в специализированном сервисе процедуру байкфита – подгонку посадки с учетом персональных антропометрических характеристик велосипеда.
Крутите педали «легкой» ногой
Вторая причина болей в коленях – неправильное педалирование. Проблема в большей степени характерна для новичков, которые еще не разобрались в премудростях трансмиссии и либо редко переключают скорости, либо же вовсе, подобрав более-менее универсальное соотношение звезд, предпочитают не трогать переключатели. Это, конечно, ошибка.
Для правильного и безопасного педалирования помните о двух главных вещах: не напрягайтесь и избегайте вращения с сильным сопротивлением. На языке искушенных спортсменов это называется крутить педали «легкой» ногой. КПД педалирования от этого не снизится, а вы сохраните свои силы и пощадите колени. Именно поэтому важно уметь «чувствовать» трансмиссию и переключать скорости на автоматизме. Не испытывайте ноги на прочность. Докатавшись до ноющей боли в коленях, спешьтесь и пройдитесь 5-10 минут пешком; перераспределение нагрузки поспособствует эффективному снятию напряжения, и ноги быстро придут в норму.
Начинайте катание с разминочных темпов и в правильной сезонной одежде
От того насколько правильно вы начнете тренировку зависят комфорт и безопасность всей поездки. Катание следует начинать с разминочного темпа – умеренно быстрого вращения педалей на «легких» скоростях. Размяв связочный аппарат и прогрев мышцы, можно переходить к обычной частоте педалирования. В холодное время года разминке отводят больше времени. Неправильная экипировка – еще одна из возможных причин появления болей в ногах. Опытные велосипедисты рекомендуют уже при +10-15°С переходить на утепленный «низ» – надевать велосипедные рейтузы и термоноски.
Почему болят руки и как это предотвратить?
Дискомфорт в области кистей и запястий – еще одна распространенная проблема у велосипедистов. Как правило, он возникает при продолжительном катании и проявляется в виде онемений, покалываний, притупленных и реже острых болей. Подобные симптомы зачастую не представляют опасности для здоровья, но назвать их нормой также нельзя. В этом случае важно разобраться с причинами их появления и по возможности устранить. Руки велосипедиста могут болеть по нескольким причинам.
Неправильная посадка
Как и в случае с коленями, боли в руках чаще всего объясняются некорректно отрегулированной посадкой. При правильной подгонке велосипеда руки всегда остаются слегка согнутыми – в таком положении локтевой угол частично компенсирует вибрации и ударные нагрузки. Катание на прямых руках, упертых в руль, – грубая ошибка, о которой вам быстро напомнят «ноющие» руки. Скорректировать же посадку можно не только конфигурацией седла, но и регулировкой высоты руля.
Неправильная установка тормозных ручек
Вторая причина болей в руках – неправильный наклон ручек тормозов. Рычаги на руле нужно фиксировать таким образом, чтобы разместив на них пальцы, лучезапястный сустав оставался выпрямленным. Золотым стандартом считается угол наклона ручек в 45° относительно горизонтальной плоскости.
Несоответствие велосипеда предпочитаемому стилю катания
Любители считать ямы и колдобины жесткой вилкой гарантированно поплатятся за такое катание болями в руках. Стихия велосипедов с безамортизационными ригидными вилками – это асфальт и легкое бездорожье, на неподготовленных маршрутах властвует горный велосипед.
Если вам кажется что амортизации вашей вилки недостаточно, и именно из-за этого возникают боли в кистях, проблему можно попытаться решить сторонними средствами – установить мягкие грипсы (ручки на руль) или приобрести перчатки со специальными амортизирующими вставками из силикона. Перед любым из выездов также не будет лишней самая простая разминка лучезапястного сустава.