Покупка первого велосипеда всегда воодушевляющее событие. Для людей, решивших во взрослом возрасте сесть на байк, этот момент связан с большими ожиданиями: желанием сбросить лишние килограммы, мечтами о ежедневных поездках на работу, ярком досуге и т.д. Спустя какое-то время все это разбивается о реальность: велосипед безвылазно пылится в кладовке и в итоге отправляется на сайт онлайн-объявлений. Так происходит очень часто, и не в последнюю очередь из-за просчетов самих велосипедистов. Они формируют ложное впечатление о велоспорте и отбивают желание кататься.
Через многие из этих ошибок мы и сами прошли в свое время, и готовы поделиться знаниями и личным опытом, чтобы первый байк не стал для вас разочарованием. Без лирики и по существу — главные фейлы начинающих велосипедистов.
Выбрал не тот тип велосипеда
Маунтинбайк, шоссейник, найнер, гибрид, ситибайк, хардтейл, двухподвес, эндуро, который упаси господь перепутать с эндуранс. Человеку, покупающему первый велосипед, становится не по себе, когда он слышит эти названия. Наш совет: новичкам на какое-то время лучше забыть 80% той информации, которую они вычитали на продвинутых велофорумах.
Ограничьте начальный круг вариантов тремя типами велосипедов: городским (ситибайк), горным (MTB) и шоссейником. Подумайте, для каких целей вы приобретаете байк, и в каком формате вы будете кататься большую часть времени. Если в приоритете прогулки выходного дня, покатушки в парке или ежевечерний обкат района — целесообразно остановиться на ситибайке. Если же вы нацелены на спорт, кардиотренировки и скоростную езду в условиях города и загородных асфальтированных трасс — ваш вероятный кандидат шоссейник.
Есть еще маунтинбайки aka MTB или просто горные велосипеды. Это покорители всех стихий: с ними комфортно за городом, в оживленном потоке мегаполиса и на трассе. Универсальность и надежность этого велосипеда сделали его самым массовым в мире. Наше мнение — новичкам хорошо начинать с него. C MTB вы лучше поймете велосипед как таковой и определитесь, что вам будет нужно от последующих моделей (до этого обязательно дойдет дело, если вы зафанатеете от катания).
Также мы посоветуем в качестве первого маунтинбайка выбирать вариант не с классическими 26-ми колесами, а увеличенный стандарт диаметром 27,5 дюймов или 29 (т.н. найнеры). Если кратко — такие колеса более маневренны и лучше катят по неровностям.
Не попал в ростовку
Выбор рамы не по росту — еще одна ошибка, преследующая новичков. Многие забрасывают катание так и не поняв, что причина их задубевших спин и онемевших рук не в велосипеде как таковом, а в неправильной посадке, являющейся следствием некорректно подобранной ростовки.
Размер рамы, который обозначают в буквах (S, M, L, XL) или дюймах (17, 18, 19, 20, 21) должен соответствовать росту велосипедиста. Для горных моделей ростовку подбирают по схеме, изображенной на фото.
Но лучше всегда полагаться не на общие таблицы, а учитывать рекомендации непосредственно производителя. Определившись с моделью, посетите официальный сайт бренда и ознакомьтесь с таблицей размеров. В ней обязательно укажут, какой тип рамы является оптимальным для вашего роста, а в некоторых случаях сориентируют и по другим параметрам, например длине ног.
Выбрал правильную ростовку, но не отрегулировал седло
Удобная посадка зависит не только от правильно выбранного размера рамы. Не менее важно грамотно настроить высоту седла. Этот момент многим может показаться очевидным, но на поверку здесь оказывается не все так просто. Седло регулируется по трем параметрам: по высоте, наклону и горизонтальному смещению.
1. Начинают с регулировки седла по высоте. Когда педаль находится в нижнем положении (шатун строго на 6 часов) и в нее крепко уперта пятка (!) велосипедиста, нога должна оказаться полностью выпрямленной. При размещении на педали в том же положении передней подушечки стопы, коленный сустав должен слегка согнуться. Это значит, что сидушка зафиксирована на правильной высоте.
2. В горизонтальной плоскости сидушку лучше фиксировать строго параллельно земле. Небольшой наклон в ту или иную сторону не является ошибкой. Но важно помнить, что седло, заваленное вниз, добавляет ненужные нагрузки на руки. Сильно задранное вверх — начинает давить на промежность. Если вам нормально ездить с седлом, сильно наклоненным вниз или вверх, скорее всего его высота отрегулирована неправильно (возвращаемся к первому пункту).
3. Сидушку можно регулировать и в продольном направлении (двигать вперед-назад). Такая калибровка — больше удел опытных велосипедистов. Но если вы со старта хотите делать все правильно, отрегулируйте седло в продольном направлении так, чтобы при горизонтальном расположении шатуна (строго на 3 часа) коленный сустав находился над осью педали.
Сэкономил и купил ашанбайк
Где лучше покупать велосипед? Да где угодно, только не в супермаркете. Конечно, желательно это делать у тех компаний, которые специализируются исключительно на велосипедах. В крупных спортивных магазинах — хуже, но в целом допустимо. В обычных же гипермаркетах этого не стоит делать никогда. В противном случае вы на горьком опыте узнаете, что такое ашанбайк и почему это слово употребляют исключительно в пренебрежительном контексте.
Утешать себя мыслью про «нормальный велосипед за свои деньги» в этом случае получается недолго. Плохо настраиваемые тормоза, трансмиссия, переключающая скорости, когда нужно ей, а не вам, каретка, которая рассыпается через несколько недель после покупки, — все это типичные симптомы для таких велосипедов.
Выбрал дешевый двухподвес
Казалось бы, нет ничего хуже, чем ашанбайк. На самом деле есть — это дешевый двухподвес. Для тех, кто не в курсе — ультракороткий ликбез. Горные велосипеды, на которых чаще всего останавливают выбор новички, делят на две группы:
- 1. Хардтейлы — модели с «жесткой» рамой; амортизатор у таких велосипедов только один — на передней вилке.
- 2. Двухподвесы — байки, у которых подрессоренна и вилка, и рама.
В условиях ограниченного бюджета выбор двухподвеса с большой вероятностью окажется фатальной ошибкой. Дешевая подрессоренная рама ухудшает качество наката и снижает эффективность педалирования. Они подвергаются частым поломкам и трудно чинятся. Другими словами, дешевый двухподвес — самый короткий путь, чтобы разочароваться в катании.
Не стал разбираться с переключением передач
У подавляющего большинства начинающих велосипедистов с этим возникают проблемы. Кто-то недопонимает логику переключения (какие соотношения передних и задних звезд нужны в конкретных условиях); кто-то плохо справляется с переключателями из-за нежелания отвлекаться от дороги; а кто-то и вовсе считает, что 24, 27 или 30 скоростей — это блажь, ненужная обычному велосипедисту.
Переключение скоростей — крайне важно. Правильно работая с передачами, вы снижаете нагрузку на коленные суставы, медленнее устаете и получаете больше удовольствия от катания. Переключение скоростей влияет и на сугубо технические аспекты. Отсутствие сильного перекоса цепи препятствует преждевременному износу элементов трансмиссии: самой цепи и звездочек, которые «съедаются» не так быстро.
Тем, кто испытывает сложности с переключением, мы советуем оставить в покое передние звездочки (поставив цепь на среднюю звезду), и стараться активно работать только задним переключателем. Стремитесь к тому, чтобы вне зависимости от спусков, подъемов, встречного ветра частота вращения педалей сохраняла плюс-минус одинаковую интенсивность. Научившись справляться с задним переключателем, подключайте к работе передние звезды: большие используйте на спусках, малые — на подъемах.
Неправильно пил и вращал педали
Не научившись работать со скоростями, вы не сможете обеспечить эффективное и, что более важно, безопасное педалирование. Как правильно вращать педали? На языке профессиональных спортсменов это называется работать легкой ногой — в меру быстро и без особого сопротивления. То, что от силового вращения есть какая-либо польза — распространенное заблуждение среди новичков. Работая ногами с большим усилием, вы не накачаете мышцы сильнее. А вот со временем нажить проблем в виде «убитых» колен, вызванных повреждениями хрящевой ткани, — это вполне реально.
Быстрое и легкое педалирование — лучший способ снять избыточную нагрузку с коленей. Оптимальный каденс — частота вращения педалей в минуту — должен составлять порядка 80 оборотов в минуту. Для контроля этого коэффициента используют велокомпьютер с датчиком каденса.
К слову, сохранность колен зависит не только от педалирования. Здоровье суставов — это во многом и правильное потребление жидкости. Пить нужно не по зову жажды, а в соответствии с питьевым режимом. Если не вдаваться в тонкости, то за 2-2,5 часа катания в прогулочном темпе рекомендуют потребить 0,5 л воды. Лучше пить небольшими глотками, но делать это часто.
Испугался последствий первых выездов
После первых выездов всегда тяжело. Мышечная крепатура в ногах, спине и даже шее, онемевшая пятая точка — все эти симптомы неизбежны. Они держаться один-два дня после первой покатушки. К ним нужно быть готовым, и понимать, что это единоразовое испытание. Последующие выезды будут переноситься легче, и очень быстро перестанут давать о себе знать.
Во время первых покатушек сопоставляйте свои велосипедные амбиции с текущей физической формой. Чтобы откатывать серьезные маршруты, нужно подготовить тело: сердце, мышцы, «раскатать» колени. Конечно, можно кататься на любые дистанции, главное в спокойном темпе.
Снимал колеса и накосячил с эксцентриками
Имея дело с велосипедом, вам придется время от времени снимать колеса и ставить их обратно. На современных байках это делается просто. Колеса фиксируют при помощи эксцентриков — быстросъемных зажимных механизмов. Они раскручиваются руками, поэтому все манипуляции не требуют дополнительных инструментов.
Ставя колесо на место важно избегать двух ошибок. Эксцентрик не должен быть перетянутым, равно как и ослабленным. Затянутый с большим усилием он начнет подтормаживать колесо, ухудшая тем самым качество наката и ускоряя износ подшипников во втулке. Недотянутый эксцентрик может привести к аварийным ситуациям, и далеко не всегда таким забавным как на фото.
Не набрался опыта, но успел стать велосипедным фетишистом
В самом велофетишизме нет ничего плохого. Современная велоиндустрия, действительно, предлагает множество интересной продукции. В том чтобы хотеть приобрести ее, нет ничего зазорного. Но любой велосипедный «вещизм» должен быть разумным.
Один из примеров неразумного велофетишизма — когда начинающий велосипедист покупает набор аксессуаров, но среди них отсутствуют реально необходимые вещи. Например, человек может купить ультрасовременный велокомпьютер и необычайно милую плетеную корзину, но забыть при этом о запаске, мультитуле или насосе.
Реальные потребности начинающего велосипедиста, отъезжающего от дома не более чем на 10-15 км, ограничиваются относительно небольшим комплектом вещей, которые уместно приобрести сразу вместе с байком:
- мультитул (лучше если сразу с выжимкой цепи);
- запасная камера + компактный насос + монтажная лопатка;
- задний (обязательно) и передний (желательно) светодиодные фонари;
- флягодержатель и бутылка из хорошего пищевого пластика или металла;
- велосипедный шлем (без комментариев).
Более тяжелый случай велофетишизма, когда человек не понимая своих объективных потребностей, начинает погоню за велосипедами более высокого класса. Обычно такое случается после долгого засиживания на велофорумах и плотного общения с продвинутыми велосипедистами. По итогу новичок начинает видеть проблему, например, не в своей плохой форме или в неумении держать правильный каденс, а в отсутствии карбоновой рамы или недостаточной компрессии вилки.
Повторимся, в 95% случаев новичкам с головой хватит хорошего хардтейла (горного велосипеда с жесткой рамой). За один-два сезона новоиспеченный райдер окончательно поймет, что нужно ему от байка, и в каком направлении двигаться дальше.