Циклокросс – это обиходное название велокросса: кольцевых гонок по сложной пересеченной местности. Неизменными атрибутами трасс для этой дисциплины являются холмистый рельеф, труднопроходимые лесные участки с грязью и песком, множество природных и искусственно созданных барьеров. Циклокросс необычайно динамичен и зрелищен. Конечно, он выдвигает особые требования к велосипеду. Техника должна быть не только всепроходимой, но и способна выдерживать высокий темп гонки, демонстрировать одинаково хорошие ездовые характеристики на асфальте и бездорожье, оставаться легкой и надежной.
Всем этим требованиям соответствуют циклокроссовые велосипеды. Внешне они схожи с классическими гибридами – моделями, в которых объединены достоинства горных байков и шоссейников. Но при более детальном рассмотрении можно заметить ряд важных отличий. Эти особенности и станут предметом нашего разговора.
Геометрия и материал рамы
В общих чертах рама циклокроссового байка схожа с шоссейным велосипедом, но здесь важен ряд принципиальных нюансов. Нижние перья циклокроссового велосипеда длиннее, а наклон рулевого стакана меньше, – это сделано для того, чтобы улучшить управляемость на небольших скоростях. Тросики тормозов и трансмиссии скрыты внутри рамы. Это позволяет не только избежать их загрязнений и повреждений, но и добавляет удобства при переноске, поскольку очень часто велосипедисту приходится преодолевать препятствия с байком на плече.
Верхняя труба рамы расположена горизонтально или с минимальным наклоном. Более тупой угол подседельной трубы обеспечивает комфортную посадку, при которой велосипедист не устает, удерживая высокий темп гонки на протяжении долгого времени. К слову, этот эффект работает и при обычном катании, поэтому циклокроссовые велосипеды очень ценят велотуристы, проводящие в седле большую часть дня.
К материалам из которых изготавливают раму таких велосипедов выдвигают особые требования. Они должны обладать высокой прочностью, быть относительно легкими и эффективно поглощать вибрации, поскольку классические модели циклокроссовых байков имею ригидную вилку. Оптимальным решением с точки зрения ценовой доступности и баланса вышеуказанных характеристик является алюминий. Спортсмены продвинутого уровня, принимающие участие в кроссовых гонках, отдают предпочтение карбоновым рамам из современного углепластика. В дополнение к общеизвестным достоинствам – прочности, легкости и виброгашению – композитные материалы последнего поколения менее склонны к повреждениям из-за точечных ударов.
Вилка, колеса и тормоза
Большинство моделей циклокроссовых велосипедов имеют ригидную (жесткую) вилку. В угоду экономии веса многие спортсмены предпочитают использовать вилки, изготовленные из карбона. Они не только значительно уменьшают вес велосипеда, но и эффективнее справляются с поглощением вибраций.
Циклокроссовые велосипеды, обычно, комплектуют стандартными шоссейными колесами диаметром 28 дюймов. Обода изготовлены из легких высокопрочных материалов и имеют двойное или тройное исполнение, что позволяет им выдерживать интенсивные нагрузки.
В зависимости от особенностей использования циклокроссового велосипеда подбирают покрышки с соответствующим рисунком протектора. Слики и полуслики – дорожные резины со слабовыраженным рельефом протектора – используют велотуристы, проводящие большую часть маршрута на трассе или укатанных грунтовых тропах; в этом случае они получают высокую скорость и хорошее управление. Для гонок используют классическую циклокроссовую резину. Это агрессивные покрышки с выраженным рельефом протектора и грунтозацепами по краям, которые обеспечивают проходимость и контроль управления на самых сложных участках.
Велосипеды для кросса чаще оснащают кантилеверными тормозами. Классические дисковые системы оказываются не такими эффективными: из-за налипания большого количества грязи они нуждаются в постоянной чистке, не столь надежны и чаще выходят из строя. А вот кантилеверные тормоза, являющиеся предшественниками V-brake’ов, идеально адаптированы к подобным условиям, главным образом благодаря увеличенному грязевому зазору. При правильной настройке они не уступают в эффективности и надежности дисковым системам.
К вопросу о педалях
На циклокроссовых моделях традиционно используют контактные педали горных велосипедов. Они имеют конфигурацию отличную от педалей шоссейников, и не так интенсивно засоряются грязью. К тому же металлический шип в горных контактных ботинках имеет другое строение, в такой обуви комфортнее преодолевать препятствия в спешенном состоянии, в чем неизбежно возникает необходимость на велокроссовой трассе.
Распространенное заблуждение, что контакты – это прерогатива исключительно спортсменов. Из-за высоких темпов и интенсивности нагрузок такие педали, действительно, в большей степени необходимы райдерам профессионального уровня. Но это не значит, что рядовые велосипедисты не вынесут своей пользы от встегнутой стопы.
Контакты в значительной мере разгружают колени, поскольку велосипедист может педалировать не только нажимая на педаль вниз, но и подтягивая ее вверх. С контактными педалями правильно работают не только коленные суставы, но и бедра, благодаря тому, что ноги с фиксированными стопами двигаются ровно без болтаний.
Рули циклокроссовых велосипедов
Все модели кроссовых велосипедов оснащают рулем типа «баран». Он имеет четыре позиции для хвата, позволяет находить оптимальное положение для рук на любой местности, дает удобный рычаг на спусках и подъемах, а также при сильном ветре. От классического шоссейного руля циклокроссовый «баран» отличается размерами. Руль имеет увеличенную ширину, что сделано для лучшей управляемости велосипедом. На нем часто располагают дублирующие тормозные ручки, позволяющие совершать экстренное торможение, не меняя хвата рук.