Байкпакинг - это один из главных велотрендов последних лет. Он успел получить широкую популярность в западных странах, а с недавнего времени интерес к нему появляется и у нас. Под влиянием байкпакинга ожила индустрия велосипедных аксессуаров. Если раньше, когда речь заходила о велопутешествиях, в вопросах перевозки грузов рюкзакам-штанам не было фактических альтернатив, то сегодня есть из чего выбирать. О том, что такое байкпакинг и в чем его преимущества — рассказываем в представленном материале.
Байкпакинг. Что это такое?
Если коротко — это стиль велопутешествий, основанный на двух простых принципах. Суть их такова: берем в поход как можно меньше снаряжения и распределяем груз на велосипеде максимально рационально. Туристическую поклажу сосредотачивают не в одной точке, как в случае с теми же велоштанами, а размещают вдоль всего велосипеда. Для эффективного распределения веса используют комплект специальных велосумок, главным образом — подсидельную, внутрирамную и нарульную.
История с байкпакингом напоминает попытку изобрести велосипед. Так ли это на самом деле?
Скептики возмутятся: что в этом движении нового? И будут отчасти правы. Идея распределять снаряжение вдоль всего велосипеда не нова. Ее успешно использовали еще первые переселенцы в Австралии. Они продвигались вглубь континента на велосипедах, с сумками, привязанными к рулю, раме и под седлом. Аналогичную развесовку использовали в конце XIX века американские солдаты. И таких примеров за последние сто лет можно найти довольно много.
Говорить о том, что приверженцы этого новомодного движения изобретают велосипед — придумывают уже существующие вещи — тоже неправильно. Поскольку байкпакинг — это не просто концепция перевозки грузов, а целая философия, основанная на идее легкоходного велотуризма. Речь идет уже не просто о сумках, а о более глобальных вещах. Например, как продумать нюансы маршрута, чтобы избавиться от лишней нагрузки. Или о том, как рационализировать содержимое своих велобаулов: отказаться от некоторых вещей, придумать им эффективные малогабаритные альтернативы и т.д. Байкпакинг делает велосипедиста более организованным и помогает лучше понять реальные потребности в походе. В таком виде — как своеобразная походная философия для райдеров — байкпакинг возник лишь несколько лет назад.
Зарождение и развитие интереса к этой теме хорошо иллюстрирует статистика Google Trends.
Большая тройка байкпакингового комплекта
Говоря о практической стороне байкпакинга, первым делом упоминают его главные атрибуты — это комплект сумок для распределения снаряжения по всей длине велосипеда. Удобство и функциональность байкпакинговых баулов оценили многие велолюбители. Сегодня эти аксессуары используют не только походники или гонщики-автономники, но и обычные горожане, быстро понявшие, что байкпакинговый стафф — это отличная альтернатива рюкзакам. Краеугольный камень комплекта для байкпакинга — три велосипедные сумки. На характеристиках каждой из них мы остановимся более подробно.
Подседельная сумка
Подседельная сумка - обязательная составляющая байкпакингового набора. Большинство сумок этого типа представляют собой вытянутый баул, который крепят на подсидельном штыре и дополнительно фиксируют лямками на каркасе седла. Глядя на этот аксессуар, невольно напрашивается аналогия с менее замысловатым решением — обычной велосумкой, закрепленной на консольном багажнике. Несмотря на внешнюю схожесть, речь идет о двух принципиально разных вещах, не идущих ни в какие сравнения в вопросах практичности и функциональности.
Байкпакинговые подседельные сумки чаще всего имеют внутренний каркас, изготовленный из жесткого и легкого металлопластика. Существуют другие варианты, когда к байку крепят консоль, внутрь которой вставляют сумку. Вместо ненадежных застежек-молний и липучек в байкпакинговых подсиделах традиционно используют закрывание на скрутку. Это не только обеспечивает герметичность и абсолютную влагозащищенность, но и позволяет уменьшать размер сумки по мере высвобождения содержимого. Продуманная система креплений и стяжек надежно фиксирует баул, препятствуя его раскачиванию во время езды.
Нарульный баул
В большинстве случаев — это сумки цилиндрической формы, устанавливаемые, как это очевидно, — на руле. Они идеально подходят для укладки продолговатых и габаритных предметов, например палатки и спального мешка. Самые популярные — модели с боковой загрузкой, которые с каждой стороны закрываются на скрутку и фиксируются застежкой-карабином. Преимущества такого решения очевидны — это герметичность и возможность корректировать длину баула в зависимости от количества содержимого. Реже встречаются нарульные сумки с вертикальной загрузкой на застежке-молнии. Чаще всего это вспомогательные баулы для хранения подручных мелочей.
Внутрирамная сумка
Наиболее вместительный из всех трех баулов. Его устанавливают во внутреннее пространство рамы и используют для перевозки самых тяжелых вещей. Благодаря смещению центра тяжести к низу нагруженный велосипед сохраняет отзывчивость управления, более контролируемый на высоких скоростях и при вхождении в повороты.
Из всей тройки байкпакингового комплекта внутрирамная сумка доставляет больше всего головной боли. Подобрать изделие в размер, чтобы оно занимало всю внутреннюю площадь рамного треугольника, — оказывается непросто, т.к. геометрия большинства байков сильно разнится. Поэтому многие велосипедисты не рассчитывают на серийное производство и шьют изделия на заказ.
Наиболее простой вариант решения этой проблемы — приобретение цилиндрических подрамных баулов, которые крепятся под верхней трубой рамы. Их намного проще подобрать из серийных моделей, но в вопросах вместительности они однозначно проигрывают сумкам, занимающим все внутреннее пространство рамы.
Владельцы двухподвесов оказываются в самой сложной ситуации. Из-за особой организации внутрирамного пространства, вписать в него сумку становится настоящим вызовом. Здесь можно рассчитывать либо на производителя велосипеда, который предложит аксессуар под свою раму, либо на себя самого — и пошить баул на заказ.
Дополнительные элементы байкпакингового комплекта
Помимо трех основных велобаулов концепция байкпакинга предполагает использование всевозможных малогабаритных сумочек для хранения подручных мелочей. Наибольшую популярность получили три типа аксессуаров:
Нарульные сумочки — устанавливаются сверху на выносе руля. Удобны для хранения небольших вещей: в них укладываю мелочевку, которая может понадобиться прямо во время движения, например телефон; доставая его, вы не будете отвлекаться от дороги.
Верхние нарамные сумки — устанавливаются на верхней трубе у рулевого стакана или подсидела. На классической хардтейловой раме ничего не мешает использовать сразу два бардачка.
Сумки на вилку — квадратные или цилиндрические минибаулы, расположенные с каждой стороны переднего колеса. На вилке они фиксируются хомутами или устанавливаются на специальных платформах.
Каким материалам отдать предпочтение?
В вопросе выбора материала наибольшее доверие вызывают баулы, сшитые из кордура — плотной нейлоновой ткани, дополненной водоотталкивающей пропиткой и полиуретановым покрытием. Бюджетными альтернативами могут стать изделия из авизента или обычных плотных тканей с защитной пропиткой. Сталкиваясь с непроверенными фирмами, обязательно обратите внимание на характер прошивки и качество используемой фурнитуры: застежек, карабинов, стяжек и пр. У топовых производителей байкпакинг-индустрии, например бренда Ortlieb, можно встретить такие интересные решения как использование в сумках усиливающих карбоновых вставок, применение технологии бесшовного пошива и другие ноу-хау.
Зачем столько сложностей. Разве не достаточно обычного рюкзака?
Обычный рюкзак — это вполне уместная альтернатива велосипедным сумкам, но если его вес не превышает 2-3 кг. Но даже у людей, использующих велосипед для поездок на работу, не всегда получается вписаться в эти пределы. Что уж там говорить о походах, в которые приходится брать в разы больше груза. Опытные велосипедисты хорошо знают, что длительные поездки с загруженной спиной, даже когда вес рюкзака составляет всего 4-5 кг, способны доставлять массу неудобств. Груз за спиной существенно ухудшает управляемость велосипедом. Из-за смещения центра тяжести назад байк становится менее контролируемым. На больших скоростях его может начинать «бросать» из стороны в сторону, он хуже входит в повороты и увеличивает риск падений во время маневров на больших скоростях. Добавим сюда быструю утомляемость шейно-плечевого отдела, потеющую спину, усиление ударных нагрузок на копчик, который болезненно считает каждую кочку и ухаб. Думаем, этого достаточно, чтобы отказаться от идеи использовать рюкзак в велосипедных походах.
Велосипедные «штаны» VS байкпакинг
Использование П-образных сумок на заднем багажнике, за которыми закрепилось название «штаны», — самый популярный формат загрузки туристического велосипеда в наших краях. Неудивительно, что между адептами старой школы и сторонниками новомодного течения периодически возникают споры, от которых начинают «пылать» ветки велофорумов. Попробуем беспристрастно разобраться в этом вопросе.
Велосипедный рюкзак типа «штаны» может быть в виде моносумки или разборной конструкции, состоящей из двух, трех или пяти автономных секций, каждая из которых отдельно фиксируется на багажнике. В зависимости от длительности похода и, соответственно, количества необходимых вещей, велосипедист сам формирует оптимальную конфигурацию рюкзака. Объем современных баулов в среднем варьируется в диапазоне от 40 до 90 литров. Наличие надежного стального багажника с несколькими точками крепления — обязательное условие для баулов этого типа. Для «штанов» весом до 15 кг можно использовать консольные багажники, устанавливаемые на подседельном штыре. Но каким бы не был багажник — это дополнительный вес. И это первое, в чем проигрывают велоштаны.
Управляемость велосипедом — главный козырь, которым кроют адептов старой школы. Байкпакинг предполагает сбалансированную загрузку велосипеда по всей его длине, а не сосредоточение всего веса в одной точке — на заднем багажнике. Благодаря этому поведение велосипеда на дороге практически не меняется. Его тяжелей разогнать, с большой загрузкой нужно внимательней выполнять скоростные маневры, но в целом байк остается предсказуем и послушным в управлении.
Сохранить изначальные ходовые качества велосипеда с сильно загруженной «кормой» не получится. Обычно это проявляется в том, что байк начинает уводить в разные стороны, он становится менее предсказуемым при вхождении в повороты, а на подъемах колесо норовит задраться вверх. Даже распределение содержимого по передним и задним велоштанам не решает проблему управляемости на 100%.
Выступающие боковые сумки увеличивают аэродинамическое сопротивление. С ними встречный поток еще сильнее гасит скорость и заставляет тратить больше сил на педалирование. Особенно ощутимо это становится при езде против ветра на длинных равнинных маршрутах. Аэродинамические контуры байкпакинговых сумок не на 100% решают эту проблему, но с ними в разы комфортнее, чем с обычными велобаулами.
Проходимость — еще один аспект, в котором старые походные варианты не выдерживают конкуренции с байкпакинговыми сумками. Длина велосипедных «штанов» обычно доходит до центра колеса или опускается ниже. Помимо низкой посадки такие сумки сильно выступают в сторону. Все это не добавляет удобства при езде по узким тропам, пересеченному рельефу, заросшим дорогам и другим местам, которые неизбежны в программе похода.