Тормозная система является ключевым техническим компонентом велосипеда, определяющим комфорт и безопасность передвижения. Современные байки комплектуют тремя типами тормозов, которые различают по типу конструкции и принципу действия. Среди них выделяют:
- Втулочные системы (барабанные, роликовые, кулачковые) – у них механизм находится в задней втулке колеса. Наименее массовая категория изделий, которыми комплектуются в основном некоторые модели ситибайков.
- Ободные тормоза (V-брейки, U-брейки, клещевидного типа) – принцип работы основан на сжатии велосипедного обода тормозными колодками, замедляющими вмещение колеса.
- Дисковые системы – в них тормозное усилие через специальные механизмы передается на стальной диск (ротор), размещенный на колесной втулке.
- Среди всех типов тормозов именно дисковые конструкции оказались наиболее востребованными. В настоящее время ими комплектуот основной процент маунтинбайков, шоссейных и дорожных велосипедов. Ободные тормоза остаются прерогативой бюджетных и детских моделей, существенно проигрывая своим конкурентам в эксплуатационных характеристиках.
Принцип устройства дисковых тормозов
Дисковая тормозная система велосипеда состоит из нескольких технических компонентов:
- Ручки переднего и заднего тормоза, приводящие в действие механизм.
- Ротор – стальной диск разнотипного диаметра, который сжимают колодки. Размер ротора влияет на эксплуатационную эффективность тормозов. Для экстремальных дисциплин выбирают диски больших диаметров –185, 200, 220 мм, для умеренного катания устанавливают комплектующие размером 140, 160, 180 мм.
- Калипер – механизм сжимающий ротор тормозными колодками.
- Адаптер – монтажный элемент посредством которого калипер фиксируется на раме велосипеда.
- Колодки – металлизированные (сплав углерода и металлической стружки) или органические (смесь специальной резины и целлюлозных материалов) пластины с абразивной поверхностью, передающие тормозное усилие и стопорящие ротор.
- Тормозная линия – механическая (на основе тросиков) или гидравлическая система, передающая усилие с ручек на исполнительный механизм. Тросиковые тормоза отличаются своей доступностью, простотой в починке и высокой надежностью. При этом по мере их растягивания необходимо следить за подстройкой системы, регулировать ее точность и проводить периодическую смазку.
Гидравлический тип привода обеспечивает лучшую модуляцию, что гарантирует мягкое и четкое торможение. Система с большими усилиями сжимает тормозные колодки и быстрее их разжимает. Все это сказывается на отзывчивости механизма и делает его незаменимым при агрессивном катании, когда точность и скорость торможения оказываются в приоритете. При всех своих достоинствах гидравлические системы на порядок дороже тросиковых аналогов. В случае поломки гидролинии владельцам байков не избежать обращений в специализированный сервис.
Эксплуатационные преимущества, определившие лидерство
Дисковые тормоза являются безоговорочным лидером современного велосипедного рынка. По всем основным эксплуатационным параметрам они выигрывают у своих конкурентов – ободных и втулочных механизмов. При этом диски не только гарантируют более качественное и контролируемое торможение, но и предотвращают преждевременный износ колес.
Ободные и втулочные тормоза не способны обеспечить столь высокую модуляцию как дисковые системы. Точный контроль силы торможения, быстрота срабатывания при прикладывании минимальных усилий – все это обеспечивает высокие стандарты комфорта и безопасности вне зависимости от предпочитаемого стиля катания.
Благодаря тому, что дисковые тормоза располагаются ближе к центру колеса, они не подвержены такому сильному засорению как V-брейки при эксплуатации в неблагоприятных условиях. Особенно ощутимо это преимущество раскрывается при езде по грязи или снегу. Еще одним немаловажным достоинством роторных систем является то, что при наличии восьмерки колеса и умеренном искривлении его геометрии тормоза продолжают выполнять свои функции.