Уведомление о Cookies
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование нами ваших файлов cookie. Подробнее
0
В корзине пока нет товаров
+7 495 646 83 30
пн-пт с 9:00 до 18:00
Скейтборды
04 сентября

Велосипеды с фиксированной передачей давно перестали быть чем-то необычным, превратившись из нишевых байков в полноправный сегмент городских велосипедов, и их популярность продолжает только расти. Тем не менее, до сих пор, когда речь заходит о фиксах, споры до хрипоты — это данность. Мнений о них очень много, и в большинстве случаев они звучат либо от рьяных защитников или таких же фанатичных критиков фиксированной передачи. Поэтому наша цель — максимально беспристрастно и конструктивно поговорить об этих неоднозначных велосипедах.

Что такое фиксед гир?

Фиксы, они же фикседы, «глухари» или просто байки с фиксированной передачей — это легкие односкоростные велосипеды с жесткой связью заднего колеса и передней звезды. Главная особенность такой «глухой» трансмиссии заключается в отсутствии свободного хода педалей: пока вы в движении, педали непрерывно вращаются синхронно с колесом. Естественно, их нельзя крутить назад вхолостую. Таким образом, на фиксе невозможно ехать накатом: пока вы в движении ваши ноги обречены на вращение, как на трековом велосипеде. На первый взгляд — звучит нелепо. Чтобы повысить градус непонимания, сразу отметим, что по классике на фиксах отсутствуют тормоза. Контроль скорости производят замедлением вращения педалей, о чем мы еще успеем поговорить ниже.

2fiksgir.jpg

Генеалогия фиксов

Современные фиксы, которыми сейчас переполнены улицы городов, произошли от трековых велосипедов, также не имеющих свободного хода педалей и тормозов, отсутствие которых исторически обусловлено уменьшением веса велосипеда.

Принято считать, что у истоков популяризации этих моделей стояли американские курьеры. Минимализм, легкость, неприхотливость в обслуживании и, что немаловажно, неприглядный внешний вид, который делал велосипед неинтересным для воров, — все это как нельзя лучше сочеталось с философией городского катания. Не в последнюю очередь благодаря хипстерам езда на фиксах стала глобальным трендом, сформировав вокруг себя полноценную субкультуру.

Фикседы: техническое досье

Фиксы ориентированы на городское катание. Низкая шоссейная посадка, узкие большие колеса, сликовая резина, ригидная вилка — все эти и другие атрибуты говорят о дорожном характере велосипеда. Конструктивный минимализм, достигаемый за счет отсутствия лишних звезд, передних и задних переключателей, муфты свободного хода, удлиненной цепи и, наконец, тормозов, делает такие байки практически невесомыми. Средний вес фиксов лежит в диапазоне 9,5-11 кг.

3fiksgir.jpg

В конструкцию фикседов заложено все, что нужно для скоростной и маневренной езды, конечно, на хорошем дорожном покрытии. Велосипеды имеют легкую и жесткую раму классической геометрии. Колесная база (расстояние между осями двух колес) на фиксах меньше, чем у городских велосипедов или тех же MTВ, это дает ощутимые преимущества в вопросах маневренности и остроты управления.

Визитная карточка рамы — высокий провис каретки. Поскольку педали находятся в непрерывном вращении, при вхождении в поворот и наклоне велосипеда, они могут цепляться за асфальт. Чтобы уменьшить эту проблему кареточный узел на раме располагают выше, чем на других моделях. В дополнение к этому на фиксы ставят укороченные шатуны (165-170 мм) и узкие платформы педалей. Но даже это не решает вышеописанную проблему на 100%. Продвинутые фиксеры спокойно относятся к искрам, которые высекают педали и шатуны при вхождении в крутые повороты.

Нижние перья фиксов ощутимо короче, чем на тех же горных велосипедах. Это сделано в пользу уже упомянутой маневренности и отзывчивости управления. В то же время укороченная колесная база не лучшим образом сказывается на устойчивости и стабильности велосипеда в движении.

На фиксах концовки перьев имеют дропауты (прорези, куда вставляют ось колесной втулки) с горизонтальной ориентацией. Это сделано для удобной регулировки натяга цепи. Если в многоскоростных велосипедах за ее оптимальное натяжение отвечает задний переключатель, то на фиксах это делают вручную. Для грубой подгонки длины удаляют лишние звенья, а точную подстройку цепи проводят колесом, смещая его в дропауте назад.

4fiksgir.jpg

Неизменные атрибуты велосипедов фикс гир — жесткая вилка и узкие 28-е колеса. Еще одна фирменная деталь — узкие рули, которые обеспечивают максимально острое и отзывчивое управление: малейший поворот тут же сказывается на изменении траектории движения. Что касается используемых типов рулей, то здесь нет жесткой стандартизации. На фиксы можно ставить прямые рули, но продвинутые райдеры предпочитают булхорн или бараньи рога. Последние позволяют разнообразить хват и использовать разные позиции исходя из текущей дорожной ситуации — это особенно важно при скоростной езде, выполнении маневров и силовом педалировании.

Коротко о флип-флоп втулках

Вкратце затронем тему гибридов, которые в зависимости от ориентации заднего колеса могут быть фиксами или синглспидами. Достигается это при помощи специальной двухсторонней втулки (Flip-Flop). С одной стороны у нее фиксированная звезда, с другой — трещотка (обгонная муфта). Таким образом, установив колесо «глухой» стороной, вы получаете режим фикса. Перекинув его на другую сторону — имеете синглспид со свободным ходом педалей.

5fiksgir.jpg

За что критикуют фиксы?

Любое модное явление обречено на критику. Фикс-культура не исключение. Среди ее противников присутствует немалый процент ретроградов, которые недолюбливают фиксы только потому, что это модно, непривычно или по-хипстерски. Такую критику мы не будем принимать во внимание, а сосредоточимся на объективных недостатках, которых в случае с фиксами хватает.

Первое с чем тяжело смириться пересев на фикс, это даже не постоянно вращающиеся педали, а отсутствие тормозов. Кисти еще какое-то время продолжают рефлекторно нажимать на ручки, на месте которых пусто. Для остановки используют торможение скидом, когда через усиленное сопротивление ног блокируется вращение педалей и передача клинит заднее колесо.

На больших скоростях, с легкостью набираемых на фиксах, торможение превращается в отдельную историю. Помимо немалых усилий, которые следует успеть приложить на педали, параллельная задача — укротить идущий юзом велосипед. Отдельно отметим и про не самый короткий тормозной путь, который на мокром асфальте увеличивается в 5-6 раз. Звучит, конечно, диковато, особенно если представить оживленный городской поток, где резкое торможение является главной гарантией безопасности. Без хорошо отточенных навыков маневрирования и торможения, в городском трафике фиксер становится опасностью не только для себя, но и других участников движения, а также всех тех, кто попадается на его пути.

В городе с ощутимыми перепадами рельефа, велосипедисту лучше еще раз подумать об использовании фикса в качестве основного байка. Грамотно подобранное передаточное отношение звезд обеспечивает комфортное педалирование на ровных участках, но на холмах вся привлекательность фиксов улетучивается. На серьезных подъемах приходится либо спешиваться, либо упрямо «выламывать» колени. Не меньше проблем возникает и на крутых спусках, когда вращающиеся ноги болтаются за ушами. В этом случае можно поднять их на раму, как это делают опытные райдеры, но тогда вы потеряете контроль над торможением. Подтормаживание передним тормозом (в отличие от заднего, он не порицается фикс-тусовкой) также требует безупречно отточенных навыков. Чрезмерное усилие, приложенное на блокировку колеса — чревато вылетом через руль.

Езда на фиксе требует более вдумчивого просчета каждого нового маршрута. Речь идет не только об учете перепадов, но и отсутствии на пути лишних бордюров, переездов и других дорожных препятствий. Преодолеть тот же бордюр на фиксе сложнее, чем на MTB или шоссере. С глухой передачей не получится выполнить стандартный алгоритм действий: замереть на педалях, рывком закинуть переднее колесо на препятствие, дождаться пока заднее колесо упрется в бордюр и мощно прокрутить педали.

И, наконец, езда с глухой передачей — это исключительно городская история. Про проходимость можно забыть, что особенно болезненно переносится теми, кто пересел на фикс с МТВ. Песок, разбитый асфальт, грунтовки и другие проблемные участки превращаются на таком велосипеде в настоящее испытание.

Объективно о достоинствах фиксов

Пугать фиксами любят больше, чем рассказывать об их достоинствах. А их, к слову, немало. Рассказывая о плюсах фиксов, мы не будем уделять много внимание эстетике этих велосипедов (хотя ее тоже нельзя списывать со счетов), а сосредоточимся больше на физике катания.

6fiksgir.jpg

Фиксированная передача в теории звучит устрашающе: непрерывное вращение, убитые колени, педалирование на пределе возможностей и т.д. Но на практике все не так страшно. В городе без серьезных перепадов высот ездить на нем значительно легче, чем на том же MTB или ситибайке. Это обеспечивается главным образом легкостью, высокой жесткостью, продуманным соотношением зубьев на передней и задней звезде, низким сопротивлением качению и максимальным КПД педалирования. Если вы не живете в Сан-Франциско или другом городе, стоящем на одних холмах, переживать по поводу убитых коленей нет смысла.

Езда на фиксах дает уникальный эффект в первую очередь из-за того, что тело находится в жесткой связке с колесами. Райдер не выключается из процесса педалирования ни на секунду. Контроль скорости при езде с глухой передачей происходит не за счет разгонов и подтормаживаний, как на обычном байке, а изменением интенсивности вращения педалей. Очень быстро это доводится до автоматизма и велосипедист перестает думать, когда нужно крутить педали интенсивнее, а когда медленнее. Добавим сюда вышеупомянутую невесомость, жесткость и маневренность — все это дает неповторимый эффект слитности с велосипедом.

Ближайшие конкуренты фикс гирам по своим ездовым характеристикам — это шоссейники. Но в них уже нет того эффективного минимализма, которым славятся фиксы. Они требуют внимания к техническому обслуживанию и в большей степени подвержены поломкам из-за особенной своей конструкции. Не следует забывать и того, что рядовой шоссейник тяжелее обычного фикса. Можно долго сравнивать эти велосипеды, но любая дискуссия рано или поздно упрется в решающий аргумент — ценовой вопрос. Когда ищут скоростной и легковесный байк, но не готовы в два с половиной, три и более раз увеличивать бюджет покупки, — предпочтение отдают фиксам, а не шоссерам. К тому же с ними не так сильно переживаешь, что байк срежут с противоугонки — для велосипедных воров угон фикса это, как правило, неоправданный риск.

Вкратце про скидинг

Скидинг — это, пожалуй, самое важное в катании на фиксе. Без умения клинить колесо лучше не думать о выездах на дорогу. Как вариант, можно установить ручной задний тормоз и параллельно прокачивать навык торможение педалями. Первое, что нужно запомнить — скидингу учатся с встегнутой ногой. Для этого используют контактные педали, туклипсы или стрепы. Без них сложно добиться резкого и эффективного торможения даже продвинутым фиксерам.

Чтобы выполнить скид ловят момент, когда шатуны находятся в положении параллельно земле, и привстав на 5-10 см, оказывают резкое противодействие на педали: передняя нога тянет на себя, задняя — давит вниз. Колени в это время желательно упереть в раму — это создаст точку опоры и позволит разгрузить связки. При выполнении скида вес тела смещают назад — это создает большее давление на колесо и значительно повышает эффективность торможения. Обучаясь этой технике важно добиться того, чтобы противодействие педалям оказывало обе ноги.

Когда начнет получаться скидить в привставшем положении, учитесь делать то же самое, но не вставая. И последнее, в чем следует поупражняться начинающему райдеру — сочетание скида с работой переднего тормоза — эту комбинацию часто используют на затяжных спусках.

Вместо заключения. Советы начинающему фиксеру

Забудьте о своем многолетнем опыте катания на MTB, шоссейнике или другом велосипеде. Историю с фиксом лучше начинать с чистого листа, так вы быстрее освоите базовые навыки.

Учиться катанию на фиксе лучше на прямых длинных участках с хорошим асфальтом, где нет людей, машин, бордюров и т.д. Прочувствовав как работает фикс и совладав с постоянными подпрыгиваниями в седле, учитесь входить в повороты, а затем петлять и заезжать на небольшие препятствия. Параллельно оттачивайте технику скида.

Учитесь рассчитывать тормозной путь и делайте поправку на то, что на мокром асфальте он в разы длиннее. Не в два-три раза, как на горном велосипеде, а в пять-шесть.

Не забывайте о чутком управлении: на фиксе малейший поворот руля изменяет траекторию движения велосипеда. Поэтому пока вы не прокачали свою технику, лучше поменьше размахивать руками, дергаться и держать руль одной рукой во время движения.

Если на фиксе установлен прямой руль — подумайте о том, чтобы сменить его на бараньи рога. Его преимущества очевидны: больше позиций для хвата, лучший контроль над управлением, возможность менять посадку для педалирования в интенсивном и обычном режимах.

Список статей