Обычную поездку на велосипеде по асфальтированным городским улицам нельзя сравнивать с путешествием по проселочным дорогам, горным и лесным тропам. Поездка по бездорожью сможет полностью вымотать вас как с физической, так и с моральной точки зрения. Кроме этого, стоит помнить и о том, что существенные нагрузки будут грозить не только вам, но и вашему двухколесному средству передвижения.
Перед поездкой необходимо скрупулезно подготовить собственный транспорт. Только так можно быть уверенным в том, что вы не остановитесь где-то посреди намеченного маршрута и не попадете в неприятную чрезвычайную ситуацию при преодолении крутых горных склонов. Подготовка велосипеда сможет занять определенный период времени, однако оно будет потрачено не впустую.
Проверка работоспособности основных элементов горного велосипеда
Перед отправлением в длительное путешествие, стоит позаботиться о том, что все узлы вашего транспортного средства находятся в полностью работоспособном состоянии и не подведут в самый ответственный момент.
Каждый велолюбитель должен проверить следующие детали своего транспорта:
- колеса,
- вилку,
- тормоза,
- раму,
- руль,
- механизм переключения передач,
- фары,
- крылья,
- гудок (звонок).
Колеса – важнейшая часть горного велосипеда
Колеса принимаю всю ударную нагрузку от ям и выбоин на себя. Экономить на данных элементах не стоит. Лучше перед поездкой обновить устаревшие покрышки и камеры на новые аналоги. Благо, сегодня можно приобрести в специализированном интернет-магазине любые типы колес. Кроме этого, вы можете поставить усиленные тяжелые фрирайдерные обода. Это позволит не волноваться, что после преодоления небольшого бездорожья вам придется регулярно править «восьмерки». Такие колеса смогут выдержать существенные боковые удары и падения с достаточной высоты. Лучше сразу поставить кованые толстые спицы, а не брать запасные с собой. Количество спиц также имеет значение – лучше 36, нежели 32.
Стоит вопрос относительно того, на какой втулке их собирать? Ответ очень прост – на наиболее популярной из защищенных от абразивов и воды. Этот факт определяется присутствием в составе дополнительных внешних сальников.
Хорошие горные покрышки отличаются массивностью зубьев и толщиной. С применением качественных покрышек присутствует меньше шансов того, что вы пробьете камеру. Обязательно стоит взять с собой специальный набор для экстренного ремонта камеры. Этот небольшой набор сможет спасти в любых условиях.
Если ваш велосипед длительное время хранился на балконе либо в гараже, то стоит проверить качество резины и измерить давление в шинах. Также стоит внимательно убедиться в том, то в покрышках отсутствуют давно застрявшие острые предметы (саморезы, проволока, мелкие гвозди, осколки стекла, стружка металла). Покрутите колеса и убедитесь в том, что люфта нет. Колеса не должны во время движения соприкасаться с тормозными колодками.
Проверка тормозов
Тормозная система является одной из ключевых систем в транспорте любого типа. Велосипеды – не исключение. От эффективной работы данной системы зависит безопасность велосипедиста. Особенно актуальна ее правильная работа в условиях экстремальных поездок. Согласитесь, что никто не захочет, чтобы тормоза подвели его на спуске с крутого склона.
Первым делом стоит проверить тормозные колодки на предмет износа. Толщина деталей обязана равняться примерно 4-5 мм. Удостоверьтесь в том, что они полностью прилегают к ободу колеса (во время срабатывания). Соприкосновение с покрышками должно отсутствовать. Если колодки уже поизносились, то их стоит заменить на новые. Также осмотрите все тормозные тросы. На них не должно быть ржавчины, повреждений и разрывов.
Конечно, дисковые тормоза существенно эффективнее ободных. Поэтому, если ваш велосипед оснащен последними вариациями, то необходимо задуматься об их замене. Тем не менее, большинство современных горных велосипедов уже изначально комплектуются дисковыми тормозами.
Крылья – эффективная защита от грязи
Стоит понимать, что преодоление маршрута, проходящего по пересеченной местности может подарить велосипедисту немало сюрпризов. Там могут встречаться лужи, а также дороги, где грязь является главенствующим покрытием. Кроме этого, никто не застрахован от дождя во время путешествия. Установив надежные и широкие крылья на свой двухколесный транспорт, вы сможете защитить себя от грязи, вылетающей из-под колес. Естественно, что даже наиболее длинные и широкие крылья не способны совершить чудо, однако, все же лучше ехать покорять бездорожье с ними, нежели без них.
Стоит отметить тот факт, что сегодня в интернет-магазине присутствуют крылья, дополненные подсветкой. Это хороший вариант для долгих велопутешествий. Подсветка сможет сделать велосипедиста более заметным в темное время суток. Это особенно актуально, когда предстоят выезды на обычные автомобильные дороги.
Проверяем и усовершенствуем трансмиссию
В перечень данного оборудования входят цепь, каретка, кассета и шатуны. Стоит удостовериться, что задний и передний переключатели верно отрегулированы и не загрязнены. Передачи должны переключаться максимально плавно. Всевозможные рывки и задержки обязаны отсутствовать. Неверно настроенная система переключения скоростей является нередкой причиной падений велолюбителей при преодолении сложных горных участков.
Важно, чтобы ваш велосипед оснащался втулкой кассетного типа с отличной защитой от воды и грязи. Такому элементу не будут страшны даже наиболее суровые дороги. Тоже самое с кассетой. Стоит изначально укомплектовать транспорт хорошей деталью и надолго позабыть о возможных проблемах.
Не стоит забывать и о руле. Казалось бы, что этот простой элемент велосипеда не может негативным образом сказаться на поездке, однако это совершенно не так. Многим из нас приходилось видеть смешные видеозаписи, где велосипедисты поворачивали руль, но переднее колесо не реагировало на их движение. Это все из-за того, что руль недостаточно зафиксирован. Экспресс проверка очень проста – стоит лишь зажать переднее колесо ногами и попытаться повернуть руль. Он не должен проворачиваться и при достаточно больших усилиях. Кроме этого, руль должен оставаться в перпендикулярном положении к раме велосипеда.
Смазка трущихся элементов
Проверьте цепь на присутствие коррозии после вашей последней поездки. Для предотвращения появления ржавчины не нужно забывать о просушивании цепи после каждого путешествия под дождем. Цепь будет существенно дольше служить, если вы будете ее регулярно смазывать. Необходимо удостовериться, что нижняя часть металлической цепи не провисает под собственным весом. Провисание может сигнализировать о неисправностях натяжителя цепи. Данный узел может покрываться ржавчиной и заедать. Перед ответственной поездкой лучше заменить натяжитель на новый.
Вещи, которые будут необходимы в поездке
Даже несмотря на все предпринятые меры предосторожности, незначительные неприятности все же могут настигнуть вас в путешествии. Не стоит бояться этого. Просто возьмите с собой в поездку следующий перечень вещей:
- насос. Каждый велосипедист обязан иметь в своем арсенале насос для подкачки шин. Данный предмет отличается незначительными размерами и мало весит. Закрепить его можно на раме либо просто положить в рюкзак,
- запасную камеру. Случаются очень сложные повреждения, которые исправить при помощи обычного ремонтного набора не получится,
- гидраторы и бутылки с водой. Это те вещи, которые должны быть у любого велосипедиста вне зависимости от длительности предполагаемой поездки,
- велофонари. Передняя белая фара и задний красный фонарь пригодятся во время езды в темное время суток,
- шлем.
Езда на горном велосипеде может подразумевать преодоление очень сложных участков пути, поэтому стоит позаботиться о собственной безопасности. Падение велосипедиста без шлема даже на грунтовой дороге грозит массой проблем.