Велошлем является базовой составляющей защиты для каждого велосипедиста, вне зависимости от предпочитаемого стиля и интенсивности катания. Согласно статистике данный элемент экипировки предотвращает до 85% травм головы. Он эффективно компрессирует прямые удары, защищает шею и лицо при инерционном скольжении, поглощает и перенаправляет часть ударной энергии при падениях и авариях.
Большинство шлемов, доступных на современном рыке, изготавливается из вспененных полимеров. Данный материал способен хорошо поглощать ударные нагрузки, отличается повышенной прочностью и при этом остается максимально легкими. Вес большинства велосипедных шлемов не превышает 300 г. Система отверстий обеспечивает надлежащую вентиляцию и отвод влаги, что особенно важно при езде в летний период.
Разновидности велосипедных шлемов
Горные велошлемы (кросс-кантрийные). Наиболее распространенная и универсальная группа защитных аксессуаров. Несмотря на то, что их специфика адаптирована для катания на маунтинбайках, такие модели активно используются большинством велосипедистов, катающихся на ситибайках, дорожниках или гибридах. Отличительной особенностью изделий является спортивная вытянутая форма, множество вентиляционных отверстий, наличие козырька.
Шоссейные велошлемы – защита, предназначенная для скоростной езды, спортивного и полупрофессионального характера. Их отличительной особенностью выступает специальная аэродинамическая форма, облегченный вес, наличие большого количества отверстий. Фиксация производится с помощью регулируемого ремешка.
ВМХ-котелки — шлемы экстремальной направленности, предназначенные для таких велосипедных дисциплин как Street, Dirt, BMX. Как и вышеописанные модели, ВМХ-защита изготавливается из вспененных полимеров и покрывается пластиком, толщина которого значительно больше, за счет чего характеристики прочности шлема выше. Вентиляционных отверстий здесь минимум и они значительно меньше. Круглая форма обеспечивает равномерное распределение ударной нагрузки по всей поверхности и ее эффективное «распыление».
Фулфейс-шлемы – разновидность защиты для экстремальных дисциплин в велоспорте: Freeride, Downhill, Four-cross и пр. Благодаря специфике конструкции экипировка обеспечивает полную защиту всех зон головы, включая подбородок. Изделие представляет собой монолитную конструкцию, изготовленную из вспененных полимеров и высокотехнологичного стекловолокна. Внутри имеется съемная подкладка с антибактериальной пропиткой. Нижняя часть оснащается воздухозаборниками, необходимыми для циркуляции воздуха и комфортного дыхания велосипедиста.
Шлемы для гонок с раздельным стартом – профессиональная головная защита для спортивных дисциплин. Изделия имеют минимальный вес и особую аэродинамическую конфигурацию, уменьшающую сопротивляемость встречного потока при скоростной езде.
Эксплуатационный ресурс велошлема
Защитный шлем имеет ограниченный срок службы. Для большинства непрофессиональных моделей он заканчивается вместе с первым серьезным ударом. Несмотря на внешнюю целостность изделия, структура полимерного материала после падений пронизывается микротрещинами, из-за которых шлем теряет свои защитные качества и может в буквальном смысле развалиться при последующем ударе, не выполнив своих функций.
Структура вспененного полимера также изменяется под воздействием ультрафиолетового излучения, при систематическом контакте с влагой (потом) и температурных перепадах. Именно поэтому, даже если велосипедист не пережил ни одного падения, шлем рекомендуют менять раз в 2.5-3 года. Эксплуатационный ресурс защиты существенно сокращается при всесезонном катании, из-за смены температурных режимов.
Выбор велосипедного шлема под индивидуальные параметры
Без отсутствия надлежащих навыков приобретение шлема, который будет правильно сидеть на голове и максимально эффективно выполнять свои защитные функции, – задача не самая простая. Новички в этом случае часто совершают ошибки. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться на принципах выбора наиболее массовых и универсальных шлемах кросс-кантрийного типа.
Модель должна быть четко подобранной под параметры головы велосипедиста: прилегать максимально плотно и без зазоров, но при этом не оказывать сдавливающего дискомфорта. В арсенале опытных велосипедистов имеется небольшая хитрость. Надев шлем, нужно раскрыть широко рот, если он слегка сдавливает лоб – размер подобран правильно, если давления нет – модель большая. Никакие элементы защитного аксессуара не должны препятствовать прямому и боковому обзору.
Шлем должен сидеть на голове четко горизонтально, без заваливаний вперед и на затылок. Расстояние до линии бровей при правильной посадке составляет не менее 3 см. Приобретая защиту для всесезонного катания, следует помнить, что в холодное время года под нее надевают специальную спортивную шапку. Модели, оснащенные системой подстройки размера, сначала примеряют в полностью растянутом состоянии.
Современные шлемы комплектуются удобными и надежными в использовании ремешками. Для агрессивной внедорожной езды уместно приобретать шлемы с толстыми ремешками. Для катаний по городу и быстрого шоссейного передвижения можно остановиться на более тонких вариантах, которые не будут парить кожу в местах соприкосновения с ней. Многим девушкам, носящим длинные волосы, имеет смысл обратить внимание на модели, имеющие дополнительные ремешки для косичек.
Некоторые кросс-кантрийные шлемы оснащаются пластиковыми козырьками, выступающими в качестве защиты от осадков и солнечных засветок. Это довольно эффективная опция, но новичкам следует знать, что некоторые опытные велосипедисты критикуют такие модели за лишние граммы и вибрации, которые могут возникать при сильном встречном потоке.