Под велопоходами традиционно понимают многодневные поездки по заранее проработанным маршрутам. Они могут отличаться характером местности, продолжительностью и степенью автономности (изолированность от цивилизации и объектов инфраструктуры). В настоящее время наиболее популярны – смешанные велопоходы, предполагающие маршруты по самой разнообразной местности: ровным трассам, пересеченному бездорожью, лесным тропам и т.д.
Наиболее оптимальными байками, адаптированными для таких условий, являются горные велосипеды (маунтинбайки). Для смешанных походов также подойдут гибриды – универсальные модели, сочетающие в себе достоинства горных и шоссейных байков. Чтобы выбрать маунтинбайк или гибрид, на котором вам будет комфортно находиться при многодневной езде, важно обратить внимание на ряд конструктивных моментов.
Особенности рамы и посадки
Выбирая велосипед для походов, лучше остановиться на моделях, укомплектованных стальной хромомолибденовой рамой или рамой, изготовленной из более легкого титана. Популярные алюминиевые варианты для многодневного похода – не самое лучшее решение. Рамы из алюминия на порядок жестче и более вибронагруженные, что сказывается на быстрой утомляемости велосипедиста. Оптимальными характеристиками веса и устойчивостью к вибрациям обладают карбоновые рамы, но их высокая стоимость и полная неремонтопригодность выступают сдерживающими факторами для многих велосипедистов.
Проблему снижения вибраций можно решать и другими путями. Для этих целей используют руль и подсидельный штырь, изготовленные из карбона или титана. Важно обратить внимание на седло. Для длительных походов не подходят узкие и жесткие маунтинбайковские сидушки.
В многодневных велопоходах езда проистекает в средних режимах интенсивности. Низкая посадка, больше необходимая для высокоскоростного катания, здесь ни к чему. В противном случае плечи и руки будут быстро уставать, что сделает езду не такой комфортной. Для снижения утомляемости важно систематически менять положение рук, для этого на прямые рули рекомендуют устанавливать рога.
Багажники и велорюкзаки
Эффективной альтернативой в этом случае является специальный велорюкзак типа «штаны». Их конфигурация обеспечивает снижение центра тяжести, что положительно сказывается на распределении нагрузки и управляемости велосипедом.
Установка рюкзака-штанов или вместительной велосумки предполагает наличие багажника для велосипеда. В зависимости от длительности похода и, соответственно, веса взятых с собой вещей, можно остановиться на одном из двух вариантов велобагажника. Для рюкзаков весом до 15 кг уместно выбрать быстросъемные консольные багажники, имеющие одну точку крепления на подсидельном штыре. Для увесистой поклажи, превышающей 15 кг, выбирают классические багажники с четырьмя точками крепления.
С целью минимизировать общий вес велосипеда, в качестве альтернативы стальным багажникам походники выбирают модели из титана или алюминия. Титановые багажники существенно дороже, поэтому наиболее широкую популярность получили именно алюминиевые варианты. Но они имеют одну особенность: при установке такого багажника на велосипед следует хорошо контролировать отсутствие люфтов и тщательность закрепления, поскольку из-за уязвимости металла к циклическим нагрузкам он быстро разрушается.