Несмотря на неоднозначность мнений, интерес к найнерам неуклонно растет. Они постоянно встречаются на соревнованиях мирового уровня, ведущие бренды каждый сезон выпускают новые модельные серии, которые все чаще встречаешь на местных дорогах. О достоинствах, конструктивных особенностях, мифах и объективных фактах, связанных с этими байками, предлагаем поговорить более детально.
Найнеры – больше, чем просто увеличенные колеса
Название этих велосипедов происходит от английского two-niner (29), что, как несложно догадаться, означает посадочный диаметр колеса 29" (622 мм). Фактический размер обода байков составляет 28", дополнительный дюйм обеспечивается толстой покрышкой. Под найнерами подразумевают прежде всего горные велосипеды. В отличие от гибридов и шоссейников, которые также комплектуются колесами 28", шины маунтинбайков больше, а их ширина составляет не меньше 50 мм. Что касается обода, 26-дюймовый обод составляет в диаметре порядка 22.0 дюйма (559 мм), а внешний диаметр по покрышке — 26.2 дюйма (665 мм).Колеса диаметром 29" внесли свои коррективы в конфигурацию рамы. От маунтинбайков с классической геометрией найнеры отличаются увеличенными в длине перьями, приспособленными для установки крупноразмерных колес, и большим провисом каретки. Из-за этого рама выглядит выше и длиннее. Если пересесть с горного велосипеда 26" на байк с колесами 29" ощущения от новой геометрии практически не меняются (при условии грамотно подобранной модели). Велосипеды данного типа предлагаются как с амортизационными, так и с ригидными вилками.
Достоинства 29х
Велосипеды с 29-дюймовыми колесами обладают широким перечнем эксплуатационных достоинств. Эти сильные стороны не ставят под сомнение даже самые заядлые скептики. К общепринятым преимуществам найнеров принято относить следующие качества.
Универсальность. Данные байки сочетают в себе основные достоинства традиционных горных велосипедов и шоссейников. Это оптимальный выбор для катания в городе, дальних поездок по асфальтированным трассам и в условиях бездорожья.
Отличное сцепление. Большой диаметр колеса и широкий обод обеспечивают хороший контакт с поверхностью. Велосипедист чувствует себя максимально комфортно и безопасно на любой трассе, будь то ровная дорога, мокрый асфальт, грунтовка и т.д.
Преодоление препятствий. Ямки, ухабы, камни и прочие обязательные атрибуты бездорожья не нарушают плавности и уверенности движения на больших скоростях. Колеса эффективно поглощают незначительные удары, создавая предпосылки для более комфортной и безопасной езды.
Уверенный спуск. 29-е колеса с высоким профилем обода обеспечивают хороший накат, стабильность скорости и высокий крутящий момент. Достоинства найнеров в полной мере раскрываются на крутых спусках.
Комфортный подъем. Конструктивные особенности велосипедов обеспечивают высокий уровень устойчивости при езде в гору. Оптимальны для высоких людей. Благодаря завышенной и удлиненной раме такие байки отлично подходят велосипедистам, рост которых превышает 180 см.
Что говорят скептики?
Перечень достоинств найнеров довольно обширен, но это не значит, что они полностью лишены недостатков.Широкие обода, длинные спицы и массивные покрышки существенно увеличивают массу колеса. Минимизация веса, к которой стремятся многие производители, приводит к снижению прочности, что является существенным минусом с учетом особенностей эксплуатации таких велосипедов. Увеличение общей массы байка также обуславливается завышенной и удлиненной геометрией рамы.
Оборотной стороной 29-дюймового колеса является заниженная динамика разгона. Велосипедисту приходится тратить больше усилий и времени, чтобы набрать скорость. Габариты найнеров более массивные, чем у классических горных велосипедов, не лучшим образом сказываются на их маневренности.
Отдельно стоит отметить сложности апгрейта и технического обслуживания. Ограниченность выбора и стоимость компонентов и комплектующих для найнеров (вилок, шин, камер, ободов и пр.) создают определенные сложности для владельцев таких моделей.
Говоря об относительных недостатках найнеров, следует сделать акцент и на том, что эти байки подходят не всем велосипедистам. Посадка для людей ростом ниже 165 см окажется не такой комфортной как для высоких байкеров.
Разрушая мифы
Горячие дискуссии, разворачивающиеся между сторонниками и критиками найнеров, привели к тому, что появилось довольно много мнений, объективность которых вызывает сомнения. Попробуем разобраться в наиболее распространенных заблуждениях, касающихся 29-дюймовых велосипедов.Плохая маневренность – очень популярный аргумент людей, критикующих найнеры. Данное утверждение не лишено оснований, но все не так плохо, как обычно это принято представлять. Разницу в управлении между 26-ти и 29-дюймовым велосипедом рядовой пользователь вряд ли заметит, конечно, при условии, что найнер подобран грамотно. Профессиональные же гонщики улучшают управляемость байка посредством установки более широкого руля.
Позиция критиков также часто сводится к тому, что основные преимущества найнеров в общих чертах можно воспроизвести на 26-х колесах. Это еще одно заблуждение. Разница в целых 3 дюйма кардинальным образом меняет физику колеса, ощутимо сказываясь на ездовых характеристиках велосипеда.
Благодаря улучшенному сцеплению и увеличенной колесной базе на найнерах легко и комфортно заезжать в гору, вопреки общепринятому заблуждению. А вот то, что байки с 29-ми колесами проигрывают в тяге 26-м колесам – это факт, не вызывающий сомнений. Но и данный недостаток можно частично решить посредством небольшого апгрейта – замены кассеты.
Рассказывать о плюсах и минусах этих байков можно довольно долго, но практика — лучший критерий истины. Пересев на найнер, вы обязательно оцените незаурядные достоинства этих велосипедов.