Существует мнение, что установка контактных педалей для велосипедов — привилегия профессиональных велосипедистов. Это распространенное заблуждение. Контакты, как по-простому называют такие педали, используют не только для спортивных дисциплин, но и обычного катания главным образом на шоссейных, туринговых и горных велосипедах. Фиксированная стопа дает неповторимое чувство цельности с байком и рационализирует «механику» педалирования, благодаря чему тренировки становятся более эффективными и безопасными. Все, что вы хотели знать о контактах — в представленном материале.
Анатомия контактных педалей
Велосипедные контакты стали новым витком развития морально устаревших туклипсов — специальных ремешков для фиксации стоп на педалях. Изобретение в 80-х гг. прошлого века первых массовых моделей контактов вывело идею «фиксированной стопы» на новый технологический уровень.
Контактные педали рассчитаны на использование специальной обуви. Подошва таких ботинок имеет фиксирующие элементы, именуемые шипами. Они вщелкиваются в специальный разъем контактной педали и обеспечивают надежную фиксацию ноги на платформе. Освобождение ноги чаще всего осуществляется небольшим поворотом пятки наружу, но бывают и другие механизмы отстегивания.
Степень фиксации ноги регулируется: ее можно ослаблять и усиливать при помощи винта, который контролирует натяжение пружины механизма. Систему настраивают сбалансировано для обеих педалей, т.е. левая и правая нога должны встегиваться и фиксироваться с одинаковой жесткостью.
Техника кругового педалирования и другие преимущества контактов
Основа правильных велосипедных нагрузок — это так называемая техника кругового педалирования. Ее суть заключается в прикладывании усилия на всех этапах вращения. При использовании обычных платформенных педалей, велосипедист прикладывает усилие, только давя на педаль вниз. С фиксированной стопой механика педалирования меняется, нагрузки на ноги происходят по всей траектории кругового движения: когда нога давит на педаль вниз и когда подтягивает ее вверх. Для успешного применения этой техники раньше использовали туклипсы, со временем им на смену пришли более продвинутые системы — контактные педали.
Эту технику принято считать самой рациональной. Она повышает КПД педалирования, включает в работу дополнительные группы мышц и дает больше энергии для эффективного ускорения. Немаловажен и такой фактор, как ни с чем не сравнимое ощущение цельности с велосипедом.
Техника кругового педалирования — это не только эффективность и комфорт, но и сохранность ваших коленей. Контактные педали позволяют удерживать высокий каденс с минимальной нагрузкой на ноги. С фиксированными стопами не возникает ощущения, когда ноги обгоняют педали при быстром вращении на легких передачах. Таким образом контакты обеспечивают приемлемый каденс и оберегают колени велосипедиста.
Разновидности контактных педалей
Жесткой стандартизированной классификации контактов не существует. Разные велосипедные бренды предлагают свои конструктивные решения в той или иной степени отличающиеся друг от друга. Сегодня в мире насчитывается порядка пятнадцати стандартов педальных креплений. Массово же используют порядка пяти типов систем.
Контакты для горных велосипедов
SPD-системы. Вне всякого сомнения — это золотой стандарт контактных педалей. Система, разработанная компанией Shimano в 1990 г., три десятка лет демонстрирует свою безотказность. Контакты нацелены в первую очередь на сегмент горных велосипедов. Их главные преимущества — незаурядная надежность, безотказный механизм встегивания, возможность точной настройки пружины контакта.
Crank Brothers. Главный конкурент SPD-педалей. Это также классическая система для горных велосипедов, в которой разработчики попытались исправить условные недочеты SPD. Педали стали более эргономичными и легкими. Мягкое и беззвучное встегивание, больше свободы ноги в горизонтальной плоскости — эти отличия замечает каждый, кто сменил SPD-системы на эти минималистичные педали. Важное достоинство кранков — их безотказность в грязи. Нога отлично встегивается в педали сильно забитые грязью и снегом, чем не могут похвастаться шимановские аналоги.
При всех незаурядных достоинствах у педалей Crank Brothers есть один значительный недостаток, и речь даже не о цене. В велосипедном сообществе принято ставить под сомнение надежность этих систем. Лопнувшие пружины, посыпавшиеся подшипники и заклинившие педали — все это типичные ситуации из «истории болезни» кранков. Существует мнение, что такие педали не рассчитаны на велосипедистов весом более 80 кг, хотя сами разработчики о таком никогда не заявляли.
Контакты для туринговых велосипедов
SPD platform pedals. Еще одна разработка компании Shimano, представляющая собой классические педали с широкой платформой и механизмом фиксации SPD. Системы обеспечивают отличную устойчивость ноги, хорошо фиксируют и при этом сохраняют относительную свободу стопы в горизонтальной плоскости. Благодаря этим качествам педали высоко ценят велотуристы. Но «своими» их считают не только походники. Педалями с платформой и контактами также любят пользоваться приверженцы кросс-кантри и даунхилла.
Контактные педали для шоссейников
Для шоссейных велосипедов существует несколько популярных моделей контактов, и внешне они не сильно отличаются друг от друга. Классическим образчиком шоссейных контактов является шимановское семейство SPD-SL.
Педали шоссейников отличаются конструкцией, в которой все направлено на продольную поддержку стопы и ее фиксацию. В сочетании с жесткой обувью это дает неповторимое ощущение цельности с велосипедом и помогает при силовом педалировании. В отличие от МТВ-систем, в которых шип притоплен в подошву обуви, в шоссейных вариантах он сильно выступает наружу, из-за чего в таких ботинках неудобно передвигаться пешком.
Как выстегиваться из контактных педалей
В разных моделях педалей предусмотрен свой механизм отстегивания: однонаправленный или многонаправленный.
Режим однонаправленного отстегивания.
Педали с такими системами встречаются наиболее часто. Для быстрого освобождения ноги достаточно слегка повернуть пятку наружу. Крепление не будет выщелкиваться, если пятка поворачивается в любом другом направлении: вверх, вниз, вовнутрь. Если шип непроизвольно выщелкивается из педали или, наоборот, освобождается слишком туго, нужно правильно отрегулировать порог срабатывания механизма. Делается это подтяжкой регулировочного винта на педали.
Режим многонаправленного отстегивания.
Выщелкивание из педали в таких системах производится поворотом пятки в любом из направлений. Привыкнуть к таким шипам намного сложнее, но сделав это, можно добиться феноменально быстрой реакции отстегивания в самых разных ситуациях. Системы не подходят для стилей катания, при которых к педалям прикладывают большие тянущие усилия, а также для экстремальных дисциплин предусматривающих прыжки — в этих случаях возможны непроизвольные выстегивания шипов даже у велосипедистов не первый год использующих такие педали.