Главными особенностями, определяющими ездовые характеристики велосипеда, являются: конфигурация рамы и тип металла, из которого она изготовлена, конструктивная специфика вилки, особенности обвесов (
Визитной карточкой ситибайков являются: большие колеса, диаметром 28 дюймов, средняя толщина шин, широкое мягкое седло и рама открытой конфигурации, обеспечивающая ровную посадку, за счет которой разгружаются руки и спина. В отличие от большинства аналогов, городские велосипеды часто комплектуются ножным тормозом.
Поскольку такие модели выбирают преимущественно люди не желающие разбираться в технических тонкостях и нюансах обслуживания, в ситибайках стараются делать все надежно и просто. Система трансмиссии ограничивается одной или несколькими скоростями, и часто комплектуется закрытой планетарной втулкой, более надежной в эксплуатационном плане.
Чопперы, круизеры, ретро-велосипеды, – все это конструктивные вариации классических городских байков.
Трюковые велосипеды
В сегменте велосипедов предназначенных для экстремальной езды и выполнения трюков выделяют три категории байков: BMX, Dirt и Street модели. На особенностях каждой из них остановимся более детально.
BMX – малоформатные велосипеды для трюкового катания, получившие свое названия в честь одной из мотокроссовых дисциплин – Bicycle Moto eXtreme. Главными особенностями BMX являются его небольшие 20-дюймовые колеса, наличие одной передачи, отсутствие амортизаторов. Вес такого байка, как правило, не превышает 11 кг. Несмотря на то, что спортсменов на BMX можно увидеть преимущественно в городе, велосипед весьма неплохо адаптирован для экстрим-дисциплин в условиях бездорожья.
Dirt и Street велосипеды – еще одна категория байков предназначенных для экстремальной езды и трюков. Внешне они схожи между собой. Но если Street-модели, как это следует из названия, больше приспособлены для городской езды и трюков на уличных препятствиях, то Dirt – это формат тех, кто любит покататься на естественных склонах с трамплинами.
От BMX Dirt и Street модели отличаются увеличенной размерностью. Представленные варианты комплектуются рамой повышенной прочности с особой «вытянутой» геометрией, позволяющей без последствий переносить сильные ударные нагрузки при выполнении трюков. Ее размеры варьируются в пределах 13-16 дюймов, в зависимости от характера предпочитаемых дисциплин. Экстрим-велосипеды комплектуются колесами 24 или 26 дюймов, усиленными ободами и вилкой особой конфигурации, адаптированной к сильным ударным нагрузкам.
Складные велосипеды
До недавнего времени складные байки можно было не выделять в отдельную категорию, причисляя их к группе городских велосипедов. Но в современных реалиях все изменилось. Благодаря удобству и практичности этот формат стал массовым во всем мире. На современном рынке представлено множество собирающихся велосипедов: от компактных ситибайков до полноценных горных моделей. Поэтому
складные велосипеды вполне уместно выделять в отдельную группу.
Трансформирующие велосипеды бывают в женском и мужском исполнении, могут комплектоваться колесами любой размерности (20, 24, реже 26 дюймов) и рамой различной геометрии. Компактные габариты, малый вес и простота складывания – главные отличительные особенности этих моделей.
Важной характеристикой трансформирующихся байков является, собственно, сам механизм складывания. В зависимости от того, какое конструктивное решение применено в модели выделяют:
- велосипеды, которые складываются пополам;
- байки с многочисленными шарнирами,
- трансформирующиеся в максимально компактную конструкцию;
- варианты с разборной рамой.
Наиболее массовым, популярным и надежным является первый тип складывания.
Велосипеды-гибриды
Это относительно новое поколение велосипедов, которое, тем не менее, сумело быстро заявить о себе и получить широкое признание. Гибриды – универсальные модели, сочетающие в себе характеристики горных и шоссейных велосипедов. Их выбирают люди, не привыкшие к компромиссам. Байк оптимален для ежедневных поездок в условиях города, туристических велопоходов, катания по трассам и пересеченной местности.
В общих чертах гибрид тяготеет к горному велосипеду. Его рама имеет несколько удлиненную размерность, за счет чего положение велосипедиста оказывается более согнутым, чем на горном байке, но не настолько низким как на шоссейнике.
Визитная карточка гибрида – большие колеса 28 дюймов. Благодаря им обеспечивается хорошее сцепление с поверхностью, лучший накат и стабильность скорости. На 28-х колесах все неровности, ухабы и прочие спутники бездорожья чувствуются намного меньше, что добавляется комфорт и улучшает контроль управления при езде. От классических MTB гибридные модели унаследовали прямой руль. Вилка представленных велосипедов имеет свою уникальную специфику. Она более высокая, поскольку ее размер адаптирован под 28-е колеса; также ее отличает короткоходный амортизатор. Гибриды на порядок жестче классических горных байков.
Благодаря особой полусогнутой посадке, чем-то средним между расположением на горном и шоссейном велосипеде, даже при длительных переездах спина и руки не переутомляются, а райдер чувствует себя максимально комфортно. Во многом за счет этих особенностей гибриды получили признание в среде приверженцев велосипедного туризма.
Хардтейлы и двухподвесы
В данном случае речь идет не столько о классификации самих велосипедов, сколько о их рамах. Тем не менее, поскольку эти термины часто встречаются в современном спортивном лексиконе, мы решили более подробно остановиться на их специфике.