Складные велосипеды для взрослых существуют не первый день, но для многих они по-прежнему остаются непривычной диковинкой. Байки на небольших колесах, с нестандартной геометрией рамы, множеством крепежей и застежек, нередко вызывают надменный скепсис у приверженцев классических моделей: маунтинбайков, фиксов, городских велосипедов и прочих. Как показывает практика, в большинстве случаев в такой презрительной позиции нет ничего кроме снобизма.
Складные модели, также именуемые фолдерами, – это отдельная категория байков, которую правильнее было бы вообще не противопоставлять классическим велосипедам. Критиковать фолдеры за неприспособленность к поездкам на длинные расстояния, менее удобную посадку и плохую проходимость – довольно глупо, т.к. изначально эти велосипеды рассчитаны совершенно для других целей. Такая техника создана исключительно для городской стихии, и здесь она дает фору даже лучшим моделям полноформатных ситибайков.
Компактность хранения, портативность, мобильность выгодно отличают данные модели от классических вариантов. В представленной статье мы дадим исчерпывающие ответы на главные вопросы, связанные со складными велосипедами, и попытаемся в очередной раз донести мысль, что фолдеры – это не временная дань моде, а городские байки, за которыми будущее.
Что представляет собой складной велосипед?
Фолдер (складной велосипед) – это малоформатный байк, который обладает полным набором качеств, присущих классическим велосипедам. Трансформирующаяся рама позволяет складывать байк в компактную конструкцию, которую удобно переносить и хранить в любом месте: в кладовке, машине, не работе под столом и пр.
Подавляющее большинство моделей комплектуется небольшими колесами 16 или 20 дюймов. Продуманная геометрия рамы обеспечивает удобную посадку, а нестандартная система трансмиссии – непревзойденные ходовые характеристики. Вес современного фолдера варьируется в пределах 9-10 кг. Модели, как правило, комплектуются телескопическими рулевыми выносами и удлиненными подседельными штырями, благодаря чему ростовку байка можно подогнать под велосипедиста самого разного телосложения.
Какие системы складывания наиболее популярны?
В современных фолдерах применяют самые разные системы складывания, основанные на использовании замысловатых петель и зажимов, которые позволяют сложить и разложить велосипед одним движение пальца. Тем не менее, несмотря на разнообразие механизмов трансформирования, выделяют три основных принципа складывания:
1. Пополам – это наиболее популярный и простой способ. Алгоритм складывания следующий: сначала опускают сиденье, затем складывается руль и педали, в последнюю очередь – рама. В самых простых моделях используются болты, требующие для сборки специальный ключ и прикладывания определенных физических усилий. Более практичным и удобным решением является соединение на эксцентрике.
2. Многоскладная конструкция – здесь кроме самой рамы, трансформирующейся пополам, дополнительно складывается заднее колесо. Такое решение обеспечивает минимальные габариты байка, и позволяет поместить его в небольшой наплечный чехол.
3. Разборная конструкция – байк складывается лишь частично, остальные элементы разбираются, благодаря чему достигается максимальная компактность. Но многосоставная конструкция рамы теряет жесткость, ухудшает качество наката и является менее надежной. Большое количество узлов складывания повышает вероятность поломок и увеличивает ресурсозатратность ремонта.
Каковы особенности рам складных велосипедов?
Любой хороший велосипед начинается с качественной рамы. В случае со складными байками ей отводится особая роль, так как важно, чтобы велосипед был максимально прочным и при этом легким. Современные производители фолдеров в этом вопросе отдают предпочтение нескольким материалам.
Рымы из высоколегированной стали. Высокоуглеродистое железо обладает лучшей разрывной прочностью и сводит к минимуму риск образования трещин. Стальная рама хорошо пружинит на неровностях, поглощая вибрации и толчки, что является существенным плюсом для фолдеров, подавляющее большинство из которых имеют жесткие вилки. Ремонтопригодность железной рамы, которую можно заварить обычной сваркой, – немаловажное преимущество для владельцев таких байков.
Рамы из хромомолибденовой стали. Материал сохраняет все достоинства высокоуглеродистого железа, но при этом в разы прочнее. Данное свойство позволяет делать раму из более тонкой трубы, что положительно сказывается на весе велосипеда. Некоторые байки с хромомолибденовой рамой весят меньше, чем модели из алюминия.
Рамы из алюминиевых сплавов. Это наиболее распространенный тип рам, которыми комплектуются современные складные велосипеды. Главным достоинством этого материала является максимально низкий вес, неуязвимость перед коррозией, оптимальная жесткость. При этом модели с алюминиевыми рамами существенно дороже в цене и имеют ограниченную ремонтопригодность.
Для улучшения характеристик рамы складного велосипеда разработчики используют так называемые баттированные трубы, имеющие переменную толщину стенок. По краям трубы, в местах, где припадает большая нагрузка и располагается сварочный шов, толщина металла больше, а в центре – тоньше, что позволяет уменьшить вес рамы.
Какими колесами комплектуются складные велосипеды?
Размерность колес современных фолдеров не знает жесткой стандартизации. Можно встретить взрослые модели с колесами 14”, 12” и даже 6”, которые можно сравнить с размерами самоката. Малый диаметр колеса способствует компактности, но ездовые характеристики даже самых дорогих моделей в этом случае оставляют желать лучшего.
Приемлемым диаметром колеса складного считается размерность в 16”, а золотым стандартом – 20”. В 20-дюймовых колесах достигается оптимальный баланс таких важных для фолдера характеристик как компактность, хороший накат и маневренность.
Медленнее ли маленькие колеса в сравнении со своими полноформатными аналогами?
Нет, в общем – не медленнее, хоть и существенно отличаются по ряду характеристик от больших. Колеса малого диаметра характеризуются большим сопротивлением качению, нежели полноформатные аналоги. Это съедает скорость, но несущественно. Зато небольшие колеса выигрывают в более быстром ускорении, за счет низкого момента инерции, обладают улучшенной аэродинамикой и малым весом. С ними легче стартовать, что немаловажно в городском потоке, где нужно делать много остановок, они более верткие и маневренные.
Когда владелец полноформатного велосипеда начнет морщить нос и критиковать ваш складной байк за его ходовые характеристики, ему не лишним будет напомнить, что мировой рекорд скорости на прямой трассе был установлен на модели с 18-дюймовыми колесами.
Нужно ли активнее вращать педали на байке с маленькими колесами?
Нет, не нужно. Малогабаритные складные велосипеды комплектуются трансмиссией особой конфигурации, с крупногабаритными звездочками спереди и уменьшенными сзади. Продуманное передаточное отношение звезд байка обеспечивают комфортную езду: вам не нужно педалировать быстрее или прикладывать большие усилия, чем на обычном велосипеде.
Фолдеры бывают односкоростными или же с несколькими передачами. Число скоростей, как правило, не превышает шести. Складные велосипеды чаще комплектуются планетарными втулками, внутри которых размещен механизм переключения. Такая «закрытая» система обеспечивает более точное и отзывчивое управление скоростями, снижает вероятность поломок и избавляет от необходимости систематического смазывания.
Какие ограничения по росту и весу существуют для малоформатных байков?
Большинство моделей складных велосипедов с колесами 16” или 20” рассчитаны на владельцев весом до 105 кг, байки с 26-дюймовыми колесами выдержат райдера в 110-115 кг. Обычно весовые ограничения обязательно указывают в технической документации велосипеда. Ростовка фолдеров с колесами 16”-20” – универсальна. Она настраивается путем регулировки подседельного штыря и рулевого выноса. Такие велосипеды оптимальны для райдеров ростом от 130 до 190 см.
Какие полезные аксессуары для фолдеров предлагает современный рынок?
Быстросъемные педали. Быстроразъемная система позволяет легко снимать и устанавливать педали одним движением, без привлечения дополнительного инструмента. Таким образом, вы избавляетесь от выступающих частей велосипеда, который отлично помещается в чехол или специальный кейс.
Переносная сумка. Аксессуар, благодаря которому ваш велосипед сможет следовать за вами повсюду: в автобусе, офисе, поезде, самолете и т.д. Чехлы могут быть выполнены в виде мягкой текстильной сумки или жесткого кофра.
Трансформирующиеся багажники и складные корзины. Эти функциональные аксессуары станут настоящими помощниками на каждый день, и не будут занимать много места в сложенном состоянии. Выбирая корзины, лучше отдавать предпочтение вариантам, устанавливаемым спереди. В этом случае вам не придется постоянно оборачиваться назад, дабы проверять, что поклажа находится на месте. Отдавайте предпочтение корзинам, которые устанавливаются не на руле, а непосредственно на раме, а если точнее, на рулевом стакане. В этом случае нагруженная корзина никак не будет влиять на управление велосипедом, а сама поклажа будет оставаться стабильной даже при быстрой езде.
6 моделей, которые помогут понять, что такое современный складной велосипед
1. Британский бренд Brompton – один из мировых флагманов по производству складных велосипедов. Модели имеют классический дизайн, выдержанный в чисто английском стиле. Но, несмотря на внешнюю консервативность, в технологическом плане модели Brompton очень прогрессивны.
2. Американская компания Dahon — крупнейший производитель фолдеров на мировом рынке. Именно этот бренд стоял у истоков массовой популярности складных велосипедов более 30 лет назад. В активе разработчиков Dahon более 220 патентов. Примечательно, что 98% технологий, используемых во всех современных складных байках, запатентованы инженерами Dahon.
3. Moulton — еще один английский бренд с репутацией элитарности. Самобытные как с дизайнерской, так и технической точки зрения модели принадлежат авторству изобретателя Алекса Мултона, запатентовавшего оригинальную конструкцию рамы. Сборка всех велосипедов Moulton производится вручную. Основной недостаток этих безупречных во всех отношениях велосипедов – цена. В среднем они стоят в 10 раз дороже, чем популярные модели Brompton или Dahon.
4. Montague – американский бренд, специализирующийся на создании складных горных велосипедов. О том, что эти модели готовы к самым серьезным испытаниям красноречиво свидетельствует тот факт, что с конца 90-х годов они стоят на вооружении армии США.
5. Strida – этот велосипед в собранном состоянии можно катить за собой как тележку. Рама байка имеет нестандартную геометрию, в которой все продумано для максимально удобной посадки. В своих моделях разработчики Strida полностью отказались от металлической цепи, вместо нее устанавливают приводной ремень, обладающий эксплуатационным ресурсом на 60 тыс. километров. С байком Strida можно забыть о систематических смазках цепи и испачканных штанах.
6. A-bike — наиболее компактный, легкий и складной велосипед, но, к сожалению, не самый практичный. Шестидюймовые колеса, как у небольшого самоката, дают понять, что каким бы продвинутой не была конструкция велосипеда далеко на нем не уедешь. Но уж точно привлечешь внимание окружающих.