Велосипеды для людей с большим весом — тема, которая традиционно обделена широким вниманием, но мы постараемся это исправить. Разговор уместно начать с того, о какой категории ездоков вообще идет речь. Велосипеды среднего ценового сегмента без последствий выдерживают вес владельца до 110 кг. Конечно, если оставить за скобками чрезмерно агрессивное катание или велотуризм, где технику дополнительно нагружают немалым объемом снаряжения. Людям с массой тела свыше 120 кг имеет смысл подходить к выбору байка уже с поправкой на свой вес.
Какой тип велосипедов оптимален для крупных людей?
Для райдеров весом 130 кг и выше целесообразно выбирать обычный горный велосипед. Он обеспечивает самую комфортную и безопасную посадку, при которой масса тела более-менее равномерно распределена между рулем и сиденьем. К тому же в конструкции даже самых обычных маунтинбайков уже изначально присутствует большой запас прочности, что, безусловно, плюс для полного человека. И, наконец, MTB заслуженно считают самым универсальным велосипедом — покорителем всех дорожных стихий: от проселочных грунтовок и лесных троп, до городского асфальта и скоростных трасс.
При весе 130+ мы настоятельно рекомендуем сосредоточить внимание исключительно на сегменте MTB. Но и здесь не все так просто, и есть где растеряться новичку, поскольку горные велосипеды — это довольно обширный пласт. Полным людям лучше выбирать классический хардтейл — модель с жесткой рамой, в которой амортизируется одна вилка. Это не только делает технику ощутимо дешевле, но и надежней. Вес ездока в 140-150 кг станет серьезным испытанием даже для самой качественной подвески, которой комплектуют двухподвесы за астрономические суммы.
Принцип «дороже значит надежнее» не всегда работает при покупке велосипедов для людей с лишним весом. Более того, такой подход может сыграть с вами злую шутку. Высокая стоимость многих велосипедов зачастую объясняется их малым весом, который достигается за счет использования рам из карбона или тонкостенного алюминия. И первый, и второй случай — не лучшие варианты для тяжелых людей. Мы рекомендуем выбирать модели с необлегченной рамой из алюминия или железа, если вас не пугают лишние килограммы вашего велосипеда.
Таким образом, под предложенные параметры попадает большинство байков кросс-кантри. В то же время отдельная история, которой мы настоятельно рекомендуем избегать, это дешевые MTB. Пресловутые ашанбайки мы оставим за скобками нашего разговора. Даже при весе в 90-100 кг с такими велосипедами вы можете быстро столкнуться с проблемами: полетевшей кареткой, посыпавшимися подшипниками, деформированными ободами и другими последствиями критических нагрузок, которых не выдерживают некачественные комплектующие.
Какие велосипеды — не лучший вариант для полного человека
Некоторые по ошибке думают, что для неспешного прогулочного катания им лучше всего подойдет городской велосипед или его вариации, например, круизер. Но в этом случае они забывают или не знают об одном важном нюансе — вертикальной посадке. Прямое сидячее положение нежелательно для людей с избыточным весом, т.к. создает непомерно большие нагрузки на позвоночник. Даже на ровном асфальте это чревато проблемами со спиной, а на разбитых дорогах, где позвоночник будет принимать на себя удар от каждой колдобины, уж тем более.
От идеи покупки велосипедов для триала и других узконаправленных дисциплин маунтинбайка — лучше отказаться тоже. Действительно, запас прочности таких байков очень большой, поскольку они рассчитаны на преодоление препятствий, прыжки и т.д. Это может показаться привлекательным для людей, ищущих надежный велосипед. Но не следует забывать о геометрии рамы таких моделей. Их посадка не подходит для длительной езды даже при нормальном весе, и точно не обеспечит должного комфорта для тучных людей.
Что касается шоссейных велосипедов, то здесь не возникает никаких вопросов, если вес спортсмена составляет до 100-110 кг. Дальше появляется много нюансов. Кататься на шоссере можно и при 120 кг, и при 130 кг, но учитывая ряд особенностей. Во-первых — это должен быть действительно качественный велосипед, компоненты которого без последствий смогут переносить критические нагрузки. Во-вторых, тяжелым людям все же лучше делать минимальный технический апгрейд шоссейников, например, не лишним будет заменить базовые колеса на более широкие.
Если говорить в целом, приобретение шоссейника — все же не лучшая идея для людей с избыточным весом. Во-первых — это объясняется особенностями посадки. Слишком низкое почти лежачее положение — неудобно для тучных людей. Отдельно стоит отметить, что за ультранадежный велосипед этого класса придется выложить весьма солидную сумму. И, наконец, не следует забывать главного: шоссейная велокультура — это в первую очередь скоростная и маневренная езда по трассам, которая требует выносливости и хорошей физической формы.
Базовая комплектация велосипеда
Мы выяснили, что оптимальным вариантом для людей с большим весом является классический горный хардтейл, с необлегченной алюминиевой рамой, ценовой сегмент — средний и выше. Но понимание этих моментов упрощает процесс выбора лишь отчасти. Велосипеды не принято классифицировать по весовому признаку райдера — моделей для тяжелых людей как таковых не существует. Есть набор характеристик, с ориентацией на которые подбирают нужный вариант. Далее мы расскажем, на какие нюансы комплектации стоит обратить внимание, если ваш вес больше 130 кг.
Тормоза. Выбирайте велосипед, оснащенный исключительно дисковыми тормозами. Ободные V-брейки и кантилеверные системы — менее надежный вариант. Их усилий может оказаться недостаточно, когда нужно будет обеспечить эффективное торможение разогнавшегося велосипеда массой полтора и более центнера. Дисковые тормоза в свою очередь делятся на системы с тросиковым и гидравлическим приводом. Последние — лучше, хоть и на порядок дороже. Они обеспечивают более чувствительную модуляцию, что положительно сказывается на четкости и мягкости торможения.
Обода. Чтобы понять конструктивные различия ободов, нужно взглянуть на них в разрезе. Они могут быть одинарными и с дополнительными перемычками — двойными или тройными. Чем сложнее профиль обода, тем он жестче и прочнее, лучше выдерживает нагрузки и в меньшей степени уязвим перед деформациями. Тяжелым людям следует выбирать велосипед укомплектованный только усиленными ободами. Первое время после покупки как минимум раз в неделю проверяйте наличие восьмерки на колесе и своевременно вытягивайте ее при малейших перекосах.
Вилка. Если вы не ограничены в бюджете — лучше сразу приобретайте велосипед с воздушной вилкой. В отличие от своих упрощенных аналогов — прежде всего пружинных систем — они в полной мере выполняют свои функции: эффективно компрессируют большие и мелкие неровности под колесом, обеспечивают четкое управление велосипедом и, что главное для полного человека, снимают все вибрации и ударные нагрузки, передающиеся на руки. Пружинные и пружинно-эластомерные вилки выполняют эти функции номинально, а под большим весом их недостатки проявляются еще больше. Качественная воздушно-масляная вилка — недешевое удовольствие, поэтому в условиях ограниченного бюджета ее приобретение можно отложить на будущее, а первое время покататься со штатной.
Трансмиссия. Количество передач в большинстве горных велосипедов варьируется в пределах от 18 до 28. Число скоростей — это точно не то, за чем следует гнаться, выбирая велосипед для тяжелого человека. А вот что действительно критически важно — качественные элементы трансмиссии: передний и задний переключатель, кассета, передние звезды. Без надлежащего опыта оценить на глаз качество этих компонентов довольно сложно. Поэтому здесь лучше либо напрямую задать вопрос консультанту, либо ориентироваться по брендам, чьи названия сами по себе являются знаком качества, например Shimano или SRAM.
Колеса. Горные велосипеды комплектуются колесами разной размерности — диаметром 26, 27,5 или 29 дюймов. Нельзя сказать что для тяжелого ездока выбор того или иного варианта — это критически важный момент, но мы все же рекомендуем приобретать велосипеды с 26-ми колесами. Во-первых, они дают лучшую динамику разгона: на них быстрее набирают скорость и тратят меньше усилий на старте. Второй немаловажный фактор — маневренность. Чем меньше диаметр колеса, тем легче входить на нем в крутые повороты, выполнять резкие маневры и управлять на больших скоростях.
Апгрейд велосипеда для райдера с большим весом
Мы уже успели сказать о том, что велосипеды для крупных людей — это кастомный сегмент, который производители не спешат ставить на поток. Это значит, что помимо вдумчивого подбора модели по описанным выше параметрам, вам наверняка придется провести частичный технический апгрейд. Некоторые штатные комплектующие уместно заменить сразу, а часть — по мере их износа.
Седло. Поскольку этот элемент во многом определяет комфорт и безопасность катания, его заменой лучше озадачиться сразу после покупки велосипеда. Оптимальными для людей с лишним весом являются узкие седла с жесткой амортизацией.
Они эффективно компрессируют удары, и ваша пятая точка, а вместе с ней и позвоночник в меньшей степени страдают от каждой кочки и ухаба. Если для людей с обычным весом подседельная амортизация — это больше аспект комфорта, то при весе 140+ — это уже и вопрос здоровой спины.
Настоятельно не рекомендуем устанавливать на MTB широкие мягкие седла от ситибайков. В полуспортивной велосипедной посадке важно, чтобы на сидушке размещались только выступы седалищных костей. С анатомической точки зрения — это самая оптимальная посадка, и ее обеспечивают лишь узкие в меру жесткие седла. Поскольку тазовые кости развиты у всех людей одинаково, вне зависимости от их упитанности, то и рекомендации к выбору седла стандартны для всех. Если вам не хватает мягкости, подумайте о приобретении велошортов с памперсом, которые во многом решают эту проблему.
Апгрейд руля. Наклоненная вперед посадка усиливает нагрузки на руки, которые и без того страдают от дорожных вибраций. Чем больше вес райдера, тем выше нагрузки. Поэтому быстрое уставание рук и затекание кистей — распространенный симптом среди велосипедистов, особенно начинающих. Частично эту проблему решает установка специальных эргономичных ручек (грипсов). Не лишним будет и наличие рулевых рогов — они позволяют менять хват, тем самым перераспределяя нагрузки на руки.
Колеса. Этот компонент целесообразно заменять по мере износа. Как правило, у тяжелых людей проблемы возникают только с задним колесом, которое принимает на себя основной процент нагрузок. О том, что штатный обод отслужил свой ресурс, скорее всего, скажут трещины, появившиеся у пистонов спиц. Чтобы не докататься до аварийной ситуации, при первых таких симптомах следует обязательно заменить колесо.
Если вы не хотите чтобы истории с трещинами, постоянными восьмерками и другими нагрузочными дефектами повторялись вновь, рекомендуем обратиться в мастерскую и заказать кастомную сборку колеса: с крепким фрирайдным ободом, спицами 2 мм и максимально выносливой втулкой. После 100-150 км наката лучше еще раз обратиться в сервис, чтобы механик с тензометром повторно подтянул спицы. Действуя по такой схеме, вы надолго забудете о проблемах с колесами.
Подседельный штырь. Из-за воздействия больших нагрузок этот элемент подвержен деформациям. Погнутые подседелы заменяют на новые. В этих случаях целесообразно приобретать максимально «дубовые» варианты трубки, выполненные из толстостенного алюминия или стали.
Начав сталкиваться с техническими проблемами, помните, что они происходят абсолютно у всех райдеров: 70% комплектующих велосипеда — это расходный материал. Не стоит расстраиваться после неудач, вместо этого анализируйте причины поломки, консультируйтесь с мастерами и проводите более умный технический апгрейд своего байка.