0
В корзине пока нет товаров
+7 495 646 83 30
пн-пт с 9:00 до 18:00
Нет в наличии либо на NS
Скейтборды
27 октября
Кочубеев Дмитрий

Самая часто встречаемая и, безусловно, жутко раздражающая велосипедная поломка — прокол колеса. Кто много катается, смирились с этим фактом, как неотъемлемой составляющей велосипедной жизни. Сами проколы могут быть разными: от точечных повреждений колючкой или гвоздем, до змеиных укусов и сложных боковых разрезов. Опытного велосипедиста в этом вопросе отличает две вещи: он знает, как уменьшить вероятность пробитого колеса, а когда неприятность все-таки случается — умеет быстро исправлять ситуацию. В этой статье мы рассказываем самое актуальное из мира антипрокольных технологий и делимся неочевидными лайфхаками, которые прокачают ваши велосипедные навыки.

Держите под рукой комплект заплаток

Наличие патч-набора в подседельной сумке — это первая заповедь для всех, кто использует камерные покрышки, т.е. для подавляющего большинства велосипедистов. Забегая вперед, отметим, что запасная камера тоже важна, но  заплатки — вещь номер один в каждом велобардачке. Они занимают несопоставимо меньше места и точно выручат, когда у вас будет очень неудачный день сразу с несколькими проколами. Согласитесь, постоянно возить с собой две-три камеры — это уже слишком.

1. Заплатки для камер.jpg

Заплатки бывают на самоклеющейся основе и в комплекте с тюбиком клея. С точки зрения удобства лучше первые, в вопросах надежности выигрывают вторые. Можно возить с собой сразу два типа заплаток: самоклейки — на случай микропроколов (они то и происходят чаще всего) и обычные заплатки — для починки более серьезных повреждений. Патчи с клеем желательно приобретать в небольшой пластиковой коробочке. Кейс предотвратит повреждение жестяного тюбика, с последующим вытеканием содержимого и порчей вещей в бардачке. Также клей в смятом тюбике может просто высохнуть, о чем вы узнаете в самый неподходящий момент. 

Запасная камера никогда не будет лишней (спойлер: выбирайте сразу латексную)

2. Сложные повреждения.jpg

Сменная камера выручает в тех случаях, когда ремонт на обочине нужно провести максимально быстро. С запаской нет необходимости искать место прокола (с микроповреждениями это не так-то просто), возиться с клеем и ждать пока он наберет прочность. Достаточно сменить камеру, собрать колесо  — можно ехать дальше. К тому же латки не всесильны. К примеру, если мы говорим о продольных разрезах или повреждениях у основания ниппеля (такое может происходить из-за смещения камеры внутри покрышки), тогда заплатки уже ничем не помогут.

Естественно, самым дальновидным решением для велосипедиста будет наличие в подседельной сумке как ремкомплекта, так и одной запасной камеры на случай сложных проколов.

О латексных камерах

Большая часть велосипедистов использует стандартные камеры из бутиловой резины, наравне с которыми существуют более прогрессивные латексные аналоги. Их главное преимущество — высокая эластичность в сочетании с прочностью, что дает лучшую устойчивость к проколам. При наезде на тот же гвоздь эластичный материал проминается и как бы «обволакивает» инородный предмет, препятствуя таким образом проколу. Естественно, это далеко не совершенная технология, но при прочих равных вероятность поймать прокол с такой камерой меньше, чем с аналогом из обычной бутиловой резины.

У латексных камер есть свои недостатки, и это не только цена. Они хуже держат давление, и если с обычной резиной можно неделями не вспоминать о подкачке колес, то с латексом этим придется заниматься каждые три-четыре дня.

Менее опытным велосипедистам на всякий случай напомним, что запасная камера должна быть правильного размера (соответствовать диаметру колеса и ширине покрышки), иметь ниппель нужного стандарта (Schrader или Presta) и подходящей длины.  Особенно часто «прокалываются» в последнем случае, когда выясняется, что длины ниппеля не хватает из-за высоких ободов.

Делаем из обычной покрышки – антипрокольную

Начинающие велосипедисты, как правило, не спешат покупать продвинутое антипрокольное оснащение: бескамерные покрышки, герметики и т.д. Обычно к этому приходят со временем. Тем не менее, есть простой и эффективный способ провести начальный апгрейд велосипеда: речь идет об установке специальной защитной ленты. Чаще всего это полиуретановые вставки, которые укладывают между покрышкой и камерой. Они отличаются прочностью и при этом эластичны, что обеспечивает эффект схожий с тем, который мы описывали, упоминая латексные камеры.

3. Латексные о обычные камеры.jpgПреимущества антипрокольных лент

✓ имеют небольшую стоимость;

✓ обеспечивают относительно высокую степень защиты;

✓не утяжеляют колесо;

✓не требуют дополнительного обслуживания.

Относительные недостатки

✓ не защищают от боковых порезов и змеиного укуса;

✓ ошибки монтажа могут привести к серьезным проблемам.

Как правильно устанавливать антипрокольную ленту

1. Ленту подгоняют по длине внутренней стороны покрышки.

2. Концы располагают внахлест, так проще избежать зазора, наличие которого нежелательно.

3. После подгонки торцы ленты обязательно скругляют. Если этого не сделать, острые углы могут повредить камеру или протереть покрышку.

4. Для более надежной фиксации ленту приклеивают к покрышке кусочками двустороннего скотча. Это важно, поскольку смещение вставки не только сводит на нет эффект защиты, но и может привести к тому, что со временем острый край ленты перетрет камеру.

Разбираемся в антипрокольных покрышках

С этого момента мы начинаем говорить о более серьезном оснащении. Если не вдаваться в сложности, антипрокольные покрышки — это резина в внутренними антипрокольными вставками. Но на деле все сложнее, поскольку структура таких усиливающих прослоек может быть самой разной. Производители используют обширный спектр технологий. Так, например, антипрокольные функции в некоторых покрышках выполняет слой из гибкого каучука, в других моделях эти задачи решает дополнительный усиливающий каркас из нейлоновых или кевларовых волокон.

4. Антипрокольная лента.jpgГлавное преимущество таких покрышек — надежность. За это их по достоинству ценят в первую очередь любители кросс-кантри и велосипедного туризма. У такого оснащения есть и свои недостатки, о многих из которых догадаться несложно. В первую очередь — это цена. Учитывая тот факт, что резина это все-таки расходник, фактор стоимости многих останавливает, ведь хорошая антипрокольная покрышка стоит в среднем в 2-3 раза дороже, чем аналог без усиленных вставок.

Не следует забывать и то, что большая часть антипрокольных покрышек утяжеляет велосипед. Здесь стоит сделать важный акцент: лишние граммы на периферии колеса сильнее ухудшают качество наката. Особенно чувствительны к этому приверженцы быстрой дорожной езды: владельцы шоссейников, гревелов, турингов. Конечно, есть ультралегкие антипрокольные покрышки, усиленные карбоновым волокном и другими прогрессивными технологиями, но за них придется выложить вовсе астрономические суммы.

Что такое «змеиный укус» и как его избежать?

Кто много катается и уж тем более тяготеет к агрессивным видам езды, наверняка знают, что такое змеиный укус. Это сложный и особенно неприятный вид прокола. Он происходит, когда на большой скорости ударяешься колесом, например, об бордюр, камень или кромку выбоины в асфальте. От сильного удара покрышка сминается, и края обода пробивают камеру в двух местах.

Повреждение получается в виде двух продольных порезов, длина которых может доходить до 1,5 см. Заклеить такие дыры очень сложно, а чаще и вовсе невозможно, именно поэтому не нужно недооценивать важность запаски. Если удар был очень сильный, в дополнение к порезанной камере может погнуться и обод.

Вероятность змеиного укуса повышает ряд факторов:

6. Змеиный укус.jpg1. Низкое давление в шине. Это самая распространенная причина змеиного укуса. Кто-то недокачивает колеса сознательно, пытаясь добиться лучшей управляемости на бездорожье; кто-то делает это по недосмотру. Как бы там ни было, при недостаточном количестве воздуха шансы на змеиный укус возрастают в разы. Пределы минимального и максимального давления, на которые рассчитана покрышка, всегда указывают на ее боковине. Лучше всего накачивать колеса до средних показателей и выше. Естественно, чтобы проконтролировать этот момент понадобится насос с манометром.

2. Несоответствие размера камеры. Тот факт, что камеру с 26-го колеса можно натянуть, например, на обод стандарта 27.5 дюймов, еще значит, что получится добиться приемлемых показателей давления. А это в свою очередь влечет описанные выше риски. Поэтому важно, чтобы камера всегда была под размер колеса, причем не только имела правильный диаметр (26/27.5/28 или 29 дюймов), но и соответствовала ширине покрышке.

3. Широкие покрышки на узких ободах. Такая конфигурация колеса также приводит к частым змеиным укусам. Чем уже обод, сильнее давление он создает на камеру в момент удара, из-за этого двойной прокол можно получить даже с правильно накачанным колесом.

4. Неумелые заезды на бордюр. Распространенная проблема у новичков в условиях города, которые пока не научились синхронизировать заезд на препятствие с подъемом переднего колеса и последующей разгрузкой заднего.

Если говорить о камерных колесах, самый эффективный способ борьбы со змеиными укусами — специальные покрышки с усиленными боковинами. Из-за увеличенного веса их редко используют на дорожных велосипедах, зато агрессивное катание — это стихия, где их достоинства раскрываются наиболее полно. Именно этот тип покрышек приходит на помощь, когда нужно искать компромиссы между каменистыми трассами, большими скоростями и приспущенными колесами, которые дают лучшую управляемость.

Бескамерки и герметик – самый продвинутый вариант защиты

Мотоциклы и автомобили уже давно перешли на бескамерные колеса, а вот в сегменте байков этот процесс идет намного медленнее. Многие велосипедисты либо вовсе не слышали об этой технологии, либо относятся к ней с недоверием. Действительно, такая концепция может показаться не очень надежной, но это скорее ловушка нашего стереотипного мышления. Первые образцы бескамерных велопокрышек появились еще в конце 90-х годов. За это время они успели не просто доказать свою эффективность, но и укрепиться в статусе более совершенной велосипедной технологии.

Как устроены бескамерки?

7. Устройство бескамерного колеса.jpg

Речь идет не о покрышке самой по себе. Если разобраться в деталях, бескамерное колесо — это целая система, из обода с характерным профилем стенок и самой покрышки, у которой имеется специальный корд. При нагнетании воздуха, корд заклинивается в посадочных пазах обода, обеспечивая прочное и герметичное соединение. Для предотвращения утечки воздуха через места крепления спиц обод проклеивают специальной лентой. После этого отдельно устанавливают ниппель с уплотнителем.

Бескамерные колеса обеспечивают лучший накат за счет большего контактного пятна, меньшего веса, увеличенного объема воздуха в шине. Но нас все же интересуют антипрокольные качества. Здесь бескамерки тоже в абсолютном выигрыше. Прежде всего потому, что они невосприимчивы к змеиному укусу. Конечно, в теории можно представить удар такой силы, который пробьет армированную резину, но на практике он маловероятен.

Если мы говорим о типичных проколах — наезды на колючки, гвозди, стекло — то здесь стандартная бескамерка сама по себе мало чем отличается от обычных колес. Но чтобы сделать ее по-настоящему неуязвимой, используют герметик. Это специальный жидкий состав, который через разобранный ниппель в небольшом количестве заливают в полость покрышки. Герметики рассчитаны на разные рабочие давления, поэтому для шоссейных и горных велосипедов подбирают отдельные составы.

Во время движения герметик распределяется по внутренним стенкам покрышки и ждет своего звездного часа. Когда происходит прокол, поток воздуха начинает выталкивать наполнитель наружу. Благодаря своей мелкодисперсной структуре, содержащей резиновую или волокнистую взвесь, герметик закупоривает отверстие, после чего относительно быстро засыхает. Колесо успевает потерять определенный объем воздуха, но в большинстве случаев он настолько незначителен, что велосипедист может понять о проколе только по небольшому пятну на покрышке.

Самый простой вариант антипрокольного апгрейта

Наверняка у многих уже созрел вопрос: будет ли работать герметик в обычной камере. Да, вполне. И это, пожалуй, самый простой, дешевый и надежный способ усовершенствовать обычное колесо. Но есть нюансы. Как мы уже успели сказать, герметики отличаются структурой наполнителя и рассчитаны под разные рабочие давления; к тому же некоторые составы плохо взаимодействую с тальком, который встречается во многих камерах. Все эти факторы могут ухудшать работу состава, поэтому лучше выбирать такой герметик, который рекомендован производителем для использования в камерах.

Вместо заключения

Разговор об антипрокольных технологиях был бы неполным без упоминания полнотелых покрышек. Мы не станем подробно останавливаться на их описании, просто упомянем факт наличия. Пока это довольно редкая технология, к тому же очень дорогая. Кто интересуется данной темой, может ознакомиться с продукцией фирмы Tannus. Это, пожалуй, единственный бренд, который серьезно специализируется на полнотелых покрышках.

Список статей